ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Л.В.Селиванова

Соприкосновение двух духовных областей, обозначаемых понятиями религии и психологии, порождает две обширные сферы. Первая – это религиозная психология, которая рассматривает вопросы, связанные с религиозной детерминацией психической жизни личности, и развивается в русле догматического и философского богословия.

Вторая существует в контексте светской психологической науки и занимается исследованием ситуаций, связанных с психической оформленностью деятельности религиозного сознания и с мотивационным обеспечением функционирования религиозных отношений. Важным здесь является успешное разрешение психологических коллизий, которыми переполнено как духовное, так и практическое существование человека.

В XX веке значительный вклад в развитие психологического понимания религиозной жизни человека внесли создатели теории психоанализа З.Фрейд (1856"1939), К.Г.Юнг (1875"1961) и их последователи.

Для Фрейда характерен взгляд на генезис и функционирование религиозных норм сквозь призму проблемы бессознательного. Была разработана система познавательных средств, позволяющих обнаруживать в сознании и поведении личности глубинные бессознательные установки, оказывающие определяющие воздействия на нормативно-ценностные ориентации и практические действия индивидов.

Богатства внутренней, религиозно-нравственной жизни Фрейд объясняет колоссальным практически-духовным опытом, который скрыто присутствует в бессознательных глубинах человеческой психики. Бессознательные начала питают психику начиная с элементарных физических перемещений внутри социальной реальности и вплоть до сокровенных отношений с Богом.

В свою очередь, К.Г. Юнг считал, что Бога следует рассматривать не в свете теологических и философских определений, а как реальный факт глубинной психической жизни человека, как архетип. Бог способен выступать в качестве важнейшей психической реалии, воздействующей на все эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие акты личности.

Человек не имеет возможности избавиться от архетипа Бога. В его силах лишь заглушить голос Бога, загрузить психику разнообразными мирскими представлениями, но и в таких случаях архетип Бога будет продолжать существовать, прорываясь в своем истинном виде в моменты острых кризисов, связанных с невосполнимыми утратами и прочими жизненными трагедиями [1].

Студенты впервые знакомятся с подобными высказываниями известных классиков, когда приступают к изучению предмета «Психология религии». Они начинают изучать и понимать ценности православия, которые являются источником формирования нравственности.

Ориентированность психолога на ценность православия не означает, что он будет навязывать всем клиентам свои убеждения и доказывать их истинность. Об этом замечательно сказал О.Александр (Геронимус): «Приходится мне практиковать и в других учреждениях. И вот в диалоге с пациентами у меня всегда возникает проблема выбора между двумя возможными стратегиями. Первая – пациента, погруженного в свои переживания, не воцерковленного, не ориентирующегося на церковную систему нравственных ценностей, можно начать убеждать, что все его житейские проблемы проистекают от того, что он вне Церкви, вне Бога. Иными словами, психотерапевтическая стратегия в том, чтобы пригласить человека выйти за значимое для него смысловое поле – в пространство христианских ценностей. Другая, которую исповедует в своей душепопечительской практике митрополит Антоний Сурожский, “ это позиция соучастия в психической жизни человека там, где она реально происходит, где находятся его болевые точки. Если после исцеления он начинает интересоваться источником, из которого пришло его исцеление, его можно вводить в ценности Церкви, в понимание того, кто есть подлинный его Спаситель» [4, с.].

Христианская модель супружеских отношений обладает четкостью, простотой мудрости и завершенностью. Использование ее в качестве нормативной модели супружеских отношений позволяет определить характер нарушений в конкретной семье и достаточно четко обозначить пути выхода из кризиса.

Знания в области психологии религии являются желательными не только для тех, кто собирается стать практическими психологами, но и для специалистов социальной сферы, дефектологов, так как эти специалисты вольно или невольно способствуют формированию нравственности. Нравственность – это внутренние духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, cправедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям [1].

Поэтому так важно, чтобы психолог был нравственно здоровой личностью.

Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цикла возникла кризисная ситуация.

Каждое психологическое изучение семьи начинается с выбора формы консультирования. В настоящее время используются следующие формы: 1) индивидуальное консультирование одного из супругов; 2) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом; 3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; 4) совместное консультирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.

Психологическое консультирование “ прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи [2]. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований, с другой стороны, включая нравственный опыт христианской модели супружеских отношений, обладающей четкостью, простотой мудрости и завершенностью. Отношение к нравственности в качестве нормативной модели супружеских отношений позволяет определить характер нарушений в конкретной семье и достаточно четко обозначить пути выхода из кризиса. В основе этого лежит представление о нравственной свободе человека самому делать выбор. Однако альтернативы выбора и понятия о морали и нравственности , так же как и последствия разных вариантов поведения, человеку желательно знать.

Но к психологу, как правило, обращаются люди, которые потеряли жизненные ориентиры и их нравственные ценности и понятия о морали оставляют желать лучшего, как и их представления о добре и зле, что и приводит к возникновению кризисов в семейных отношениях.

Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему и, благословив их, определил функции, которые выполняет на земле семья, то есть и муж, и жена вместе. Это означает, что вне семьи полноценно эти функции не могут быть реализованы. Относительно структуры семьи в Библии даны четкие указания: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене…» [3]. Семья – это самостоятельная монада, строящая свою жизнь не на основе традиций, норм, привычек родительской семьи, а на основе Божьих установлений, что и является основой нравственности в семье.

Работа проводилась нами по нескольким методикам.

Методика PARI Е.Шеффер, Р.Белла выявляет отношение к семейной роли, отношение родителей к ребенку [2].

Исследование проведено в группе студентов-заочников Филиала РГСУ в г. Чебоксары. Отобрано 10 семейных пар из 42 пар, согласившихся участвовать в данном исследовании, разделяющих утверждение, что именно семья является основой развития нравственности и образ жизни членов этих семей соответствует нормам морали. Они умеют договариваться при несовпадении своих взглядов, распределять обязанности, планировать развитие своей семьи, обеспечивать ее и вместе возрастать духовно. Стаж семейной жизни составляет не менее пяти лет.

Эти семьи имеют двух и более детей.

В результате с помощью методики PARI Е.Шеффера, Р.Белла были получены следующие данные.

Отношение к семейной роли:

· в 3 семьях “ ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

· в 1 семье “ ощущение самопожертвования в роли матери;

· в 2 семьях “ семейные конфликты;

· в 3 семьях “ сверхавторитет родителей;

· в 1 семье “ «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи.

Отношение родителей к ребенку:

· в 5 семьях “ партнерские отношения;

· в 3 семьях “ развитие активности ребенка;

· в 2 семьях “ уравнительные отношения между родителями и ребенком.

С помощью теста «Оценка совместимости характеров» выявили, гармоничны ли пары. В результате проведения исследования были получены следующие данные:

· в 6 семьях – гармоничные пары и неплохо дополняют друг друга;

· в 3 семьях “ пары часто конфликтуют, но способны принять друг друга;

· в 1 семье “ пара сейчас находится в очень напряженных отношениях, что может привести к серьезным последствиям.

Таким образом, в некоторых семьях в отношении к семейной роли присутствует ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и сверхавторитет родителей, а в отношении родителей к детям “ партнерские отношения.

Что касается отношений внутри пары, то пары гармоничны и дополняют друг друга. В процессе работы с клиентами эффективным является совместное исследование представлений о любви, о том, в каких действиях она проявляется и присущи ли эти действия клиентам. Сопоставление своего отношения к любви и тех стандартов, которые заданы Богом, может привести человека к осознанию того, что он вовсе не любит своего близкого (мужа, жену, ребенка). Труден путь следования за Богом, ибо он требует отказа от собственного эгоизма, от своего горячо любимого «Я», от того, что «человек “ это звучит гордо», и посвящения своей жизни Богу. Но именно на этом пути человек обретает подлинную свободу.

Беседы как с данными семейными парами, так и со студентами, которые помогали проводить исследования, показали: семейные отношения строятся по собственному усмотрению и каждая из сторон пытается строить совместную жизнь на основе опыта, полученного в родительской семье, из книг, фильмов. Респонденты не предполагали, что есть Божии установления относительно домостроительства и архетип Бога.

Общим в данном случае явилось заявление: «Я никогда не буду жить так, как мои родители». Почти каждый из респондентов рос в атмосфере нелюбви, скандалов и неприязни. Это и сказалось на выборе профессии психолога.

Предполагалось, что в соответствии с многочисленными рекомендациями по манипулированию другим человеком каждый может спасти свой семейный очаг.

Только приступив к изучению предмета «Психология религии», студенты начинают осознавать: без обращения к Богу можно получить лишь временное облегчение.

Использование христианской модели семейных отношений возможно при работе как с верующими, так и с неверующими студентами, поскольку ситуации в обоих типах семей идентичны: конфликты, разногласия, измены. Исправляет отношения в семье только подлинная вера в Бога. Она делает их все более гармоничными и нравственными.

Литература

1. Бачинин В.А. Религиоведение. Энциклопедический словарь. “ СПб.: Изд- во Михайлова В.А, 2005. “ 288 с.

2. Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного консультирования. “ М.: Ось -89, 2007. – 352 с.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2006. – 220 с.

4. Православная психология и проблемы современного человека: Межвузовский сборник научных трудов (под ред. Е.А.Ходыревой). – Ульяновск, УлГУ, 2001. – 210 с.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ-М, 2007. – 672 с.

6. Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие/ И.Н.Яблоков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 319 с.