Основные детерминанты формирования гендерной идентичности личности

В.А. Порядина

Гендерная психология в России получила бурное развитие в последние двадцать лет, однако, несмотря на четкое разделение понятий пол и гендер, иногда эти два термина путают или подменяют один другим. Достаточно часто в научных исследованиях, предметом которых обозначены гендерные различия, фактически описываются межполовые различия. Чтобы устранить все неясности в отличиях гендерной проблематики от психологии пола, уточним определения этих понятий.

Термин пол описывает биологические различия между людьми, определяемые анатомическими, физиологическими, генетическими особенностями строения организма и детородными функциями. Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин. Термин гендер указывает на социально-психологические характеристики личности, на социальный статус, который взаимосвязан с полом, но не является врожденным, а приобретается в результате социализации во взаимодействии с другими людьми [17]. Гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [21, с. 12].

Один из самых авторитетных социологов современности Э. Гидденс подчеркивает, что гендер – это не физические различия между мужчинами и женщинами, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Таким образом, гендер – это те социальные ожидания относительно поведения, которые расценивают это поведение как мужское или женское [8]. Гендер содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты [21, с. 29].

Уточним психологическое содержание дефиниции психологический пол. В справочной литературе нам не удалось обнаружить определения данного понятия.

Однако этот термин используется в ряде работ, в частности И.С. Кон раскрывает его как «чувство и сознание своей половой идентичности, а также психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованная система половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности и женственности, оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус» [12, с. 767].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологический пол индивида формируется в процессе социализации, только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий.

Содержательные составляющие психологического пола раскрываются через понятия маскулинность (мужественность), фемининность (женственность) и андрогиния (одновременная выраженность и маскулинных, и фемининных черт). Понятие андрогиния введено в научный лексикон в 1974 г. Сандрой Бэм, которая понимает гендер как концепт, имеющий аффективно-когнитивную структуру, созданную для упорядочивания индивидуального опыта и организации человеком своего поведения [23]. Автор теории выделяет четыре конструкции психологического пола: маскулинный, фемининный, андрогинный и неопределенный. Концепция Сандры Бэм позволяет преодолеть суждение о том, что существует только два психологических пола с соответствующими наборами поведенческих паттернов.

Понятия маскулинность, фемининность, андрогиния описывают социально- психологические, а не физиологические или анатомические характеристики.

Психологический пол личности рассматривается не просто как набор противоположных черт маскулинности и фемининности, но как более сложно организованный конструкт, включающий в себя гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения. Индивидуальные представления о маскулинности и фемининности закладываются у человека в раннем детстве, и биологический пол может как совпадать с психологическим, так и отличаться от него.

Маскулинный полоролевой тип обладает выраженными мужскими качествами, такими как агрессивность, доминантность, честолюбие, сила, напористость и т.д.

Фемининный тип обладает набором свойств и черт, присущих женщинам: мягкость, сентиментальность, зависимость, заботливость и пр. Андрогиния рассматривается как характеристика людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества [14, с. 26]. Это важная социально-психологическая характеристика человека, которая определяет его способность изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Мужчины и женщины в равной степени способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и напористыми, и чуткими. Андрогинная личность может сформироваться только в условиях воспитания, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, свойственные для обоих полов. Неопределенный полоролевой тип включает в себя людей, у которых не выражены ни фемининные, ни маскулинные черты. Последующие исследования С. Бэм показали, что неопределенный тип встречается крайне редко и только у детей до подросткового возраста. Таким образом, зрелая личность имеет уже сформированный гендер, маскулинный, фемининный либо андрогинный.

Гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских и женских черт, в процессе взаимодействия «Я» с другими в ходе социализации и рассматривается как осознание и переживание индивидом «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола [19].

Основное положение теории личности заключено в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации, которая продолжается в течение всей жизни человека. Г.М. Андреева дает следующую трактовку понятия социализация: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с.269]. Содержание процесса социализации – процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах “ деятельности, общения, самосознания “ и может быть понят только как единство изменений этих трех сфер. Гендерная идентичность не может сформироваться у человека без активного взаимодействия с социальной средой, без межличностного общения.

В современной социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно, всю жизнь человека. Выделяют первичную и вторичную социализации: первичная соответствует периоду становления ребенка, вторичная связана с саморазвитием взрослого. Однако вопрос о том, как протекает социализация взрослого человека, на сегодняшний день находится на начальной стадии разработки. Несмотря на то что человек «вырастает» из детства, продуктивность жизни взрослого во многом связана с пересмотром или даже отказом от накопленного в «детском прошлом» опыта [15, с. 178]. По мнению Л.А. Петровской, в отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной прежде всего вовне – на присвоение внешнего и его интимизацию, социализация взрослого – это главным образом обращенность внутрь себя, это самопознание [18].

Гендерные психологи установили, что процесс гендерной идентификации ребенка начинается с момента его рождения [3, 4, 6, 7, 13, 22] и продолжается в результате гендерной социализации, содержание которой определяется уровнем социально- экономического развития общества, особенностями культуры, конкретным образом жизни индивида.

По данным психологов, половая идентичность как понимание константности своего пола формируется у детей к трехлетнему возрасту, а к 5–7 годам уже имеются зачатки гендерной идентичности, которая развивается и насыщается содержанием за счет собственного опыта [9, 21].

Значимую роль в гендерной социализации индивида играют семья и условия воспитания, в частности, тот микроклимат, та эмоциональная атмосфера, которые царят в семье, ее состав, структура, порядок рождения детей, профессии родителей, характер супружеских, родительско-детских и детско-детских отношений, тип воспитания, – все это создает предпосылки для формирования гендера ребенка.

Важнейшие агенты гендерной социализации в семье – личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка и представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола. В период первичной социализации непосредственное влияние на формирование гендерной идентичности помимо семьи оказывают также: группы сверстников; школа; «значимые другие», в роли которых могут выступать как реальные люди, так и некие «идеальные модели», кумиры, кино- и книжные герои, на которых стремится быть похожим ребенок; средства массовой информации [16, 20].

Рассмотрим основные механизмы гендерной социализации.

1. Подражание родителю (родственнику), наиболее значимому для ребенка, имитация его поведения. Действие данного механизма прослеживается в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в ролевых играх, можно достоверно судить о том, что он видит в семье.

2. Механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентации на идеал полоролевого поведения, отвечающей его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего матери или отца).

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения заключается в реакции окружающих на полоролевые проявления подрастающего ребенка, который получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу), если поступает в согласии или несогласии с представлениями окружающих. При этом подкрепление может быть как прямым (в адрес самого ребенка), так и косвенным (в адрес других детей, но ребенок «примеривает» его на себя). В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы гендерной социализации: конформизм, внушение, групповые ожидания, ролевое научение и др. [16, 20].

На формирование психологического пола ребенка большое влияние оказывает родительское отношение. При этом биологический пол ребенка на момент его рождения является номинативным, далее в процессе социализации формируются как половая, так и гендерная идентичность. Л.К. Емельянова в результате многолетних исследований делает вывод о том, что девочки в процессе гендерной идентификации стараются выработать у себя те качества, которые более всего ценят в матери (заботливость, нежность, честность и пр.). Мальчики стремятся подражать отцам в профессионализме, устремленности, ответственности [5].

Некоторые авторы (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович) считают, что полоролевая идентификация у мальчиков проходит более трудно, чем у девочек, потому что мальчик больше времени проводит с матерью и отец менее привлекателен в качестве объекта для подражания из-за своей удаленности от ребенка. Таким образом, первичная идентификация у мальчика проходит с матерью, да и подчиненное положение ребенка приводит к формированию «женских» качеств: зависимости, пассивности и пр. Следовательно, в дальнейшем своем развитии мальчик должен изменить свою первичную фемининную идентификацию на маскулинную, но это достаточно сложно, так как большинство людей в его окружении – женщины (мать, бабушка, воспитатели, учителя и т.д.). В связи с этим у мальчика меньше знаний о мужской роли, чем о женской, и это приводит к тому, что он вынужден строить свою полоролевую идентичность, исходя из негатива: быть не похожим на девочку, не делать женские дела и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько порицают «немужское». Все это объясняет то, почему у девочек полоролевая идентификация проходит более плавно и менее болезненно, чем у мальчиков. Неудовлетворенность качеством и количеством общения с родителем своего пола может привести к полоролевой идентификации с родителем или воспитателем противоположного пола [2, 9, 16].

Андрогинная гендерная идентичность, по мнению К. Крэйга, формируется под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов.

Андрогинная гендерная идентичность вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах ребенка и принимается другими людьми [21].

При наличии в семье нескольких детей помимо родительско-детских складываются детско-детские отношения, которые также влияют на гендерные характеристики ребенка. Ученые Д. Дэниелс и Р. Пломин пришли к выводу, что матери одинаково ведут себя с детьми, не сильно различающимися по возрасту.

Наличие старших братьев (брата) может влиять на маскулинную идентификацию как мальчика, так и девочки [20, 21].

Велика роль сверстников в гендерной социализации личности. Уже на третьем году жизни ребенок начинает получать обратную связь от сверстников, подкрепляющую позитивное либо негативное его поведение. Мальчики делают это более активно, и не соответствующее гендерной роли поведение вредит популярности ребенка в коллективе мальчиков. Самый главный этап, на котором проявляется влияние сверстников, начинается в 8-12 лет, когда формируются мальчишеские компании. Этот процесс, получивший название «мужского протеста», характеризуется ярким негативизмом по отношению к девочкам и формированием «мужского», грубоватого и резкого стиля общения. К подростковому возрасту этот стиль немного смягчается. Большую роль в гендерной идентификации мальчика- подростка имеет мнение о нем девочек-подростков [16].

Важнейшим этапом гендерной социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни, гендерная идентичность приобретает эмоционально-ценностное содержание [21].

На гендерную идентификацию косвенным образом влияют средства массовой информации, предлагающие модели «идеальных мужчин» и «идеальных женщин», и ребенок может выстраивать свой гендер, полагаясь на поведение, демонстрируемое с экрана телевизора, или на образы, описываемые в глянцевых журналах. И у мальчиков, и у девочек существуют свои кумиры, и они стремятся быть похожими на свой идеал не только поведением, но и костюмом, прической, манерами.

Однако следует отметить, что гендерная идентичность не является устойчивой личностной чертой и зависит от множества переменных в разные возрастные периоды, современные исследования показывают сложный характер этого личностного образования. В.В. Козлов в работе, посвященной исследованию гендерного самосознания мужчин, отмечает: «Не существует единого образца маскулинности, который обнаруживался бы повсюду», поэтому необходимо говорить о «…маскулинностях (идентичностях), которые допускают существенные социально-групповые и индивидуальные вариации» [11, с. 90–94].

К сожалению, в социально-психологической литературе нам не удалось найти сведений о том, каким образом наличие (либо отсутствие) православного воспитания (либо воспитания в другой конфессии) влияет на формирование гендерной идентичности личности. На наш взгляд, это направление исследований актуально на данный момент времени и требует внимательной проработки. Мы постараемся приложить свои усилия на устранение данного пробела и проведем социально- психологическое исследование, результаты которого будут представлены в публикациях.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. / Г.М. Андреева. “ М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. “ СПб.: Питер, 2005.

3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.Г. Десфонтейнес. “ СПб.: СПбГУ, 1994.

4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. “ СПб.: Питер, 2005.

5. Емельянова Л.К. Влияние семьи на воспитание подростка / Л.К. Емельянова // Воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе. “ М., 1973. “ Ч.2. “ С. 57-63.

6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. “ Л., 1988.

7. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. “ С. 65–69.

8. Клецина И.С. Гендерные отношения / И.С. Клецина // Дисс. … докт. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 1995.

9. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина. “ СПб.: РГПУ, 1998.

10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. “ СПб.: Алетейя, 2004.

11. Козлов В.В. Образ мужчины – социально-психологический взгляд на проблему // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы международного симпозиума, Кострома, 2004.: В 2 т. / Отв. ред. А.А. Журавлев, Н.П. Фетискин. – М. – Кострома.: КГУ, 2004. – Т.2. – С. 90-94.

12. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон // Соотношение биологического и социального. – М.: Просвещение, 1975.

13. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. “ М., 1988.

14. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

15. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л.А. Петровская // Мир психологии. – 1999. “ №2.

16. Порядина В.А. Гендерная психология: Учебное издание / В.А. Порядина. “ Чебоксары.: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.

17. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. “ СПб.: Питер, 2003.

18. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. “ СПб.: Питер, 2006.

19. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. “ М.: МГУ, 1983.

20. Чекалина А.А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола у старших дошкольников / А.А. Чекалина // Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: МГПУ, 1991.

21. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие / А.А. Чекалина. “ М.: «Ось-89», 2006.

22. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки – мужчины и женщины / А.А. Чекалина // Мир психологии. – 2002. “ № 2. – С. 110-117.

23. Bem S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society / S.L. Bem // Signs: Journal of Woman in Culture and Society. – 1983. – № 70 (2). – P. 196-206.__