РЕЗОНАНСНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

С.В.Петрушин

Создание отечественных моделей психологического консультирования и психотерапии является важной задачей дальнейшего развития этого направления в России. На сегодня в практике психологической и психотерапевтической работы используются в основном зарубежные модели, такие как психоанализ, гештальт-терапия, НЛП и т.п. В большинстве своем это эффективные методы помощи в лечении и коррекции личности, но все-таки они не всегда учитывают особенности российского менталитета. Общее для них заключается в том, что помощь человеку рассматривается во многом как интеллектуальная работа, где объектом такой работы является другой человек. Специфика российского подхода, в отличие от европейских методов, заключается в усилении душевной работы самого психолога, в раскрытия в процессе психотерапии духовной составляющей общения между людьми. Наличие именно сердечно-душевного контакта является важным отличием и большим ресурсом в практике становления российской психотерапии и практической психологии.

Будучи практикующим психологом, я давно искал наиболее точные и эффективные методы психологической помощи людям в решении их душевных проблем. Было прочитано много книг, пройдены разнообразные обучающие семинары. В центре моего внимания всегда были методы, ориентированные не на рациональные подходы, которые направлены на адаптацию человека к социуму, а на подходы, связанные с использованием переживаний как основного пути изменения отношений человека с миром.

В итоге моих поисков возникла интегративная модель психотерапевтической помощи, которую я назвал «резонансное консультирование (р-консультирование)».

В чем же его новизна?

Если рассматривать ситуацию психологического консультирования какмногомерное информационное поле, то можно выделить различные доминанты восприятия необходимого для консультанта материала (то есть на что ему обращать внимание). Эта информационная установка определяет ту или иную позицию консультанта в процессе психологической помощи. В существующих психотерапевтических моделях можно выделить следующие три основных источника информации для решения психологической проблемы.

В первом случае объект внимания психолога – другой человек. Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением, анализирует и интерпретирует эту информацию. В данном случае консультация представляет собой интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно с клиентом находит решение его загадки. Еще З.Фрейд писал, что клиент бессознательно знает решение свой проблемы, поэтому задача психолога – помочь ему осознать свое знание. Здесь есть определенное сходство с научной работой – выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента, либо он подталкивается к самостоятельному выводу. Данный подход может встречаться в транзактном анализе, гештальт-терапии, НЛП.

Во втором случае объект внимания консультанта расширяется – помимо другого человека он начинает учитывать характер возникающих в процессе консультирования взаимоотношений между консультантом и клиентом. Такой подход строится на предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются проблемами взаимоотношений и они вскроются во время психологической работы.

Специфика возникающих между психологом и клиентом отношений является отражением актуальных проблем клиента в общении с окружающими. Например, если в своей жизни человек требователен и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с психологом во время их консультативной беседы. По мнению многих авторов (К. Роджерс, Г.Олпорт, И.Ялом, В.Н.Мясищев и др.), именно отношения являются краеугольным камнем в психотерапии и консультировании, они есть цель и средство психологической помощи.

Но «за кадром» остается еще элемент психотерапевтической ситуации, который, я считаю, крайне важен для успешной работы – это душевная сфера самого психолога-консультанта, психотерапевта. Поэтому помимо перечисленных ориентаций можно обнаружить еще один акцент внимания, который лежит в основе предлагаемого метода резонансного консультирования. Этот элемент “ фигура самого психолога-консультанта. На наш взгляд, данный ресурс консультирования не до конца еще использован в консультировании и психотерапии. Многолетняя практика убедила меня в том, что, наблюдая за собой во время консультации, можно получить всю необходимую информацию о другом человеке. Получается, что поиск решения проблемы можно искать не только в другом человеке или наших взаимоотношениях, но и …в самом консультанте! Оказывается, что, «просто» наблюдая за собой во время консультации, можно получить всю необходимую информацию о другом человеке. Поэтому в подражание К.Роджерсу мы обозначаем резонансный метод как «консультант-центрированный подход».

Исходя из этого мы предлагаем методически отработанные на практике новые отношения с клиентами: не отстранённо-исследовательские и не диалог двух внутренних миров, а “эмоциональный резонанс”, позволяющий снять дистанцию и психологические границы в паре для действительного взаимо-действия, и взаимоотношения. Основное отличие предлагаемого метода «р-консультирования» заключается в том, что психолог становится «частью» личности другого человека…

Для этого психолог намеренно подвергается его влиянию и при этом наблюдает, что с ним «делает» клиент. Суть этого подхода в том, что поиск решения проблемы человека можно искать не в нем, а в переживаниях самого психотерапевта.

Оказывается, что наблюдения за своим душевным состоянием дают консультанту всю необходимую информацию о самочувствии другого человека.

По происхождению понятие «резонанс» является техническим термином и используется обычно в физике. Но идея резонанса может быть приложена и к человеческому общению. В принципе у человека может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой, городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом происходит как бы снятие психологических границ между человеком и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека становятся единой системой, возникает новая целостность.

Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде всего, он строится на диалоге душевных состояний психолога и другого человека. Я наблюдаю за тем, какие эмоции возникают у меня в ответ на эмоции клиента; что я делаю, когда сталкиваюсь с его эмоциями; нравятся они мне или нет; как я от них защищаюсь. Происходит не отождествление с эмоцией клиента, а контакт его состояния с моим. Человек звучит как есть, а я умею как профессионал звучать в резонансе. Поэтому важное отличие резонансного подхода заключается в том, что это не пассивное слушанье, а активная душевная работа. В результате этого возникает целостное пространство, которое нас объединяет. При грамотном слушании этого пространства можно найти ответы на все вопросы. В резонансе возможно, отражая скрытое, бессознательное другого человека, создавать целое, объединяющее пространство для совместной психологической работы.

В основе предлагаемого метода резонансного консультирования лежит не отстройка от состояния другого человека, как, например, в психоанализе борьба с контр - переносом. Наоборот, происходит перестройка отношений в диаде «психолог “ клиент» в единую «гиперличность». С помощью специальных техник осуществляется неотождествленное слияние субъективных реальностей психолога и клиента. Если психотерапевтическое взаимодействие рассматривать как некую целостность, то в этом случае логично предположить, что другого человека в этой «гиперличности» можно считать фигурой (то есть сознательной частью психики), а психотерапевта – фоном (то есть отражением бессознательного клиента).

Например, общение с депрессивным человеком может вызвать раздражение и злость у психотерапевта. Чтобы не травмировать пациента, психотерапевт будет скрывать эту агрессию. С точки зрения р-консультирования то, что происходит с психотерапевтом во время консультации, и есть отражение проблемы клиента: психотерапевт пытается подавлять злость, но это и есть суть депрессии. Поэтому психотерапевт должен отнестись «по-рабочему» к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет растождествиться и осознать свое состояние не только как свое, но и как фоновое клиента, он сразу выйдет на решение проблемы “ через помощь в обучении клиента культурным формам проявления злости по отношению к своим обидчикам.

Мои многократные наблюдения убеждают меня, что, наблюдая за своим душевным состоянием во время общения с клиентом, психотерапевт получает прямой доступ к его проблемной части. Это соприкосновение с болью души другого в себе возможно только при условии снятия границ и вхождения в глубокий эмоциональный резонанс. Вместо «объектного» подхода к консультированию (где психолог пытается воздействовать на клиента), возможно использование «пространственного» подхода, который позволяет снять дистанцию и психологические границы в паре (тогда возможно действительное взаимо-действие, взаимо-понимание, взаимо-отношения).

Следует отметить, что элементы резонансного подхода можно обнаружить в различных психотерапевтических методах. Например, он очень близко соприкасается с современными тенденциями в психоанализе, в частности с интерсубъектным подходом Х.Когута. Он считал, что непрерывное эмпатическое исследование является неотъемле-мой составляющей психологических преобразований, спо-собствующих терапевтическому изменению. В нейролингвистическом программировании хорошо проработана идея, что для полноценного контакта необходима предварительная подстройка общающихся друг к другу. Б. Хеллингер, разрабатывая метод семейных системных расстановок, писал о феномене «замещения», многократно им обнаруженном, легшем в основуупомянутого метода. В одной из последних работ Б.Хеллингер использовал термин «созвучие» как наиболее важный компонент своей работы. «Созвучие предполагает, что я вхожу в состояние резонанса с другим человеком, нахожусь на одной волне, резонируя с ним, понимая его…я не отдаюсь другому, в созвучии с ним я остаюсь на дистанции, именно это позволяет мне воспринимать и понимать».

Проблема заключается в том, что даже те авторы, которые отмечали феномен «резонанса», крайне скупо писали о том, как этому можно научиться. В результате многолетних поисков мне удалось выявить и собрать возможные подходы и методики к практическому развитию резонансных способностей психолога.

Таким образом, для осуществления р-консультирования необходима специальная подготовка психолога способам построения резонансного общения. Именно такая спецподготовка делает качественным отличие специалиста-консультанта от «обычного» человека. Эта подготовка включает в себя овладение, наряду с психотерапевтическими средствами (формирование и анализ переноса и сопротивления, способность к де-идентификации с профессиональной ролью и созданию нулевой Я-концепции, быть «здесь и теперь», уход из «средней зоны»), и специальными методиками построения глубинного общения. В настоящее время существует ряд методов, которые позволяют значительно развить и расширить диапазон восприятия душевного состояния человека, включив в них тонкие подпороговые излучения.