Преподобный Гавриил (Зырянов) о революции и революционном движении

Е.В. Липаков

Преподобный схиархимандрит Гавриил (Зырянов, 1844-1915) ныне является одним из самых почитаемых русских святых, а в Казанской епархии его имя известно каждому православному верующему. В конце XIX – начале XX вв., являясь наместником Седмиозерной пустыни, преподобный Гавриил был одним из самых известных старцев России, достойным своих учителей – старцев Оптиной пустыни (его духовным отцом был преподобный Амвросий Оптинский). Среди духовных детей старца было множество студентов и преподавателей Казанской духовной академии.

Многие из них стали позже архиереями, а в советское время – мучениками веры. Официально канонизированы: священноисповедник Амвросий (Полянский), священномученики Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев), Феодор (Поздеевский), преподобномученик Симеон (Холмогоров)1, преподобномученик Игнатий (Лебедев), преподобная схиигумения Фамарь (Марджанова). Приняли мученическую смерть за веру, но пока не канонизированы архиереи: Варлаам(Ряшенцев), Варсонофий (Лузин), Евсевий (Рождественский), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), священномученики: Иоасаф (Удалов), Леонтий (фон Вимпфен), Пимен(Пегов), Стефан(Знамировский). Среди тех, кто избежал репрессий - Гавриил (Абалымов), Иона (Покрвский), Николай (Ипатов). Духовной дочерью старца была и святая благоверная княгиня Елизавета Феодоровна, которая четырежды бывала в Седмиозерной пустыни, а сам прп. Гавриил посещал Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Елизавета Феодоровна присутствовала и на похоронах преподобного Гавриила.

Преподобный Гавриил (Зырянов) оставил не много опубликованных сочинений. Часть из них – репортажи2, некоторые имеют учительный характер3. Есть и неопубликованные письма к сестрам Марфо-Мариинской обители. Но до сих пор не было известно, как преподобный оценивал текущую политическую ситуацию в России (за исключением крайне негативных отзывов о Григории Распутине).

В феврале и июне 1905 года, в разгар первой российской революции, в казанском журнале «Деятель» были опубликованы две статьи схиархимандрита Гавриила о революционном движении в России. Тогда они были замечены либеральной казанской прессой и вызвали небольшую вялотекущую дискуссию, в которой сам схиархимандрит Гавриил не участвовал, но позже были совершенно забыты и до сих пор остаются неизвестными почитателям преподобного. Кроме всего прочего, они не были замечены потому, что в содержании номеров журнала их названия даны анонимно, имя автора указывается лишь под текстом статей.

Журнал «Деятель», в котором были опубликованы статьи, издавался в Казани в 1896-1917 гг. Казанским обществом трезвости. Редактором в 1905 году был известный общественный деятель, казначей Казанского университета Александр Титович Соловьев. Активистами общества и постоянными сотрудниками журнала были, в основном, люди крайне правых политических взглядов, враждебно настроенные к революционному движению. После 1905 года, когда стала возможна легальная политическая деятельность, Казанское общество трезвости фактически стало центром объединения сторонников самодержавия в Казани, а журнал «Деятель» – органом крайне правых сил, правда, в нем никогда не публиковались антисемитские материалы. Но весной и летом 1905 года политикой в России занимались только революционеры, и охранительная линия журнала была следствием взглядов редактора.

Преподобный Гавриил (Зырянов) стал сотрудничать с Казанским обществом трезвости потому, что сам был убежденным трезвенником. В 1898 году общество опубликовало брошюру схиархимандрита Гавриила «Пьяницы Царствия Божия не наследуют». События 9 января 1905 года и начавшаяся первая российская революция резко обострили общественную атмосферу, так что теперь большая часть материалов журнала «Деятель» посвящалась не борьбе с пьянством, а текущим политическим событиям. К сожалению, неизвестно, писал ли преподобный Гавриил свои статьи по просьбе Соловьева, или по собственной инициативе.

Напомним, что к 1905 году схиархимандрит Гавриил (Зырянов) уже три года был наместником Седмиозерной пустыни и уже около 10 лет – известным старцем. Но он не имел большого влияния ни на светскую, ни на духовную власть. У Гавриила было множество духовных детей, но казанские епархиальные архиереи и ректоры Казанской духовной академии его едва замечали. Преподобный и не стремился к тому, чтобы быть на виду. Статьи, опубликованные в журнале «Деятель», были не только выражением его политических взглядов, но и реакцией на конкретные события.

Первая статья, озаглавленная «За Русь Святую против анархистов. Пророчества Исаии», была опубликована в четвертом номере журнала «Деятель», подписанном в печать 25 февраля 1905 года. 13-14 января, когда в Казани стали известны подробности «Кровавого воскресенья» 9 января, в Казани произошли массовые волнения студентов. С этого времени на протяжении многих месяцев не было нормальных занятий в Казанском университете. 3-7 февраля происходили массовые столкновения студентов с «черносотенцами» (патриотически настроенными торговцами, рабочими, приказчиками), сопровождавшиеся взаимными избиениями.

18 февраля сходка студентов Казанского университета приняла решение продолжать забастовку до сентября. Во всех этих выступлениях принимали участие и студенты Казанской духовной академии. 10 февраля 1905 года в академии состоялось общее собрание студентов, которое выступило с требованиями глубокой реформы духовных учебных заведений. 12 февраля архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Ковальницкий) встретился с преподавателями и студентами и сумел разрядить ситуацию. В результате годовые экзамены были назначены на март, в начале апреля учебный год досрочно был закончен, студенты 1-3 курсов разъехались на каникулы и вернулись в академию лишь в сентябре. Именно в этой тревожной обстановке преподобный Гаврии писал свою статью. Вторая статья, «Русское зло», подписана в печать 10 июня. В России в это время разворачивались массовые и зловещие события, но в Казани было затишье.

Из-за прекращения занятий большинство студентов, которые в университетской Казани составляли ведущую революционную силу, разъехались по домам, их новые массовые выступления начались только осенью. Очевидно, именно во время работы над статьей схиархимандрит Гавриил 27 мая в Седмиозерной пустыни постриг в монашество одного из своих духовных детей – выпускника Казанской духовной академии Иоанна (Киструсского)4. Преподобный, очевидно, написал свою статью под впечатлением известий с фронтов русско-японской войны. К началу июня война уже была проиграна Россией. 20 декабря 1904 года был сдан Порт-Артур, после поражения в Мукденском сражении 25 февраля 1905 года прекратились военные действия в Манчжурии. 14-15 мая в Цусимском сражении были разгромлены 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры. 18 мая президент США Т. Рузвельт по просьбе российского правительства принял на себя посредничество в мирных переговорах, и было заключено перемирие.

В заключение отметим, что преподобный Гавриил в своих высказываниях во многом ошибался, пересказывал ложную информацию. Его предположения, к сожалению, были излишне оптимистичными. Но это был честный взгляд истинно верующего и вместе с тем представляющего реальную ситуацию человека, осознающего, что страна нуждается в глубоких реформах, но категорически выступавшего и против революционного движения, и против революционеров («анархистов»5), справедливо представлявшихся преподобному Гавриилу средоточием всех пороков.

Ниже мы публикуем обе статьи прп. Гавриила с незначительной орфографической и пунктуационной правкой.

ЗА РУСЬ СВЯТУЮ ПРОТИВ АНАРХИСТОВ

Пророчества Исаии

«Глас Господень на водах вопиет глаголя: придите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа». Но горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня (т. е. без внутреннего закона совести, без страха Божия, не по разуму Св. Церкви) и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху.

В последние дни наступят времена тяжкие; люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, которые властям непокорны и не страшатся злословить высших. И вот эти люди тщатся колебать землю, мутить и губить русский народ. Вот они ветер своего учения бросают в ряды отправляющихся солдат, переправляют к раненым воинам, справляясь даже с таким большим пространством, как расстояние от России до Японии.

Не вопрос уст Моих – говорит Господь – идут к верующим в меня на Св. Русь, подкрепляясь силой Фараона (имеющего свое обитание в Швейцарии – центре русского анархизма), идут к народу, живущему верой и надеждой на Мою Всемогущую силу. Но стыдом будет для вас – отщепенцев – эта фараонова сила, и убежище под тенью России бесчестием, потому что поклонники этой демонской силы, мрачные князья тьмы, дошли до Ханеса… И все они будут постыжены из-за народа во Христа верующего, Помазаннику Божию до смерти преданного.

Не будет вам от верующего народа Божия на Св. Руси ни сочувствия, ни пользы, но стыд и срам (Исаия гл. 30, 1-5). Народу Божию, идущему во свете Христа, вы приносите чувство животных, угнетение и тесноту. От вас, анархистов, выходят лукавые лисицы, обман и клеветы на все святое. Вы воображаете себя львами, ищущими, кого поглотить. Как бы библейские аспиды и летучие змеи несут к народу на хребтах ослов брошюры ваши и на горбах верблюдов ябеды прокламаций ваших, клеветы на Христа и его Помазанника – Царя Св. Руси. Но напрасна и тщетна будет надежда на верующих сынов православной Руси. Если бы кто и нашелся встать в ваши ряды, обольстившись личиной добра, из-за уст анархистов все равно не будет пользы, ибо Господь сказал: «сила ваша – сидеть спокойно» (Исаия 30, 6-7).

Как в то время, так и теперь пойди, начертай, что на доске у них (в уме, сердце) и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Все сыны противления, поправши внутренний закон своей совести, веру во Христа и Св. Церковь, кланяются чуждым законам, вместо Российского Батюшки Царя и родного отечества стали покорными сынами тайного общества в Швейцарии, а теперь вот силятся они проникнуть во все классы нашего отечества и свивают себе гнезда в тех кругах, которые ленивы на честную работу, неспособны к труду, но желают стать во главе правления, чтобы жить на средства и силы народа.

Эти лжеправители и сочувствующие им – люд мятежный, дети лживые, дети, не хотящие слушать закона Господня и говорящие провидящим их нехристианскую жизнь: «Перестаньте провидеть, перестаньте верить в истину, в Бога, перестаньте прозирать ваши планы», – а пророкам взывают: «Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное. Сойдите с дороги (заповедей Господних), уклонитесь от пути (благочестия), устраните от нас, от глаз наших, Святаго Израилева, т. е. Бога и верующих в него». Посему так им говорит Господь Бог Святый Израилев: так как вы отвергаете Меня и Моих служителей истины, слово святого, а надеетесь на обман и неправду и опираетесь на них, - то это беззаконие ваше будет для вас, как угрожающая падением трещина (надменность горделивых), обнаружившаяся в высокой стене. И разрушение настанет внезапно в одно мгновение, подобно тому, как внезапно павший денница (воплощенная гордость) слетел с неба в преисподнюю от Архангела Михаила. Господь разрушит стену, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага, иль зачерпнуть воды из водоема (Исаия 30 гл.), ибо так говорит Господь Бог Святый Израилев бунтарям и анархистам безбожникам. Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы, но вы не хотите и говорите: «Мы убежим быстро». Однако преследующие будут быстрее вас, от угрожающего одного побежит тысяча, от угрозы побежите так, что остаток ваш будет как вехи на вершине горы и как знамя на холме и это еще только потому, что Господь Бог медлит, минует вас, еще удерживается, чтобы вы удержались от неправды, дабы сжалиться над вами, ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на него! Верующим в Господа Бога он даст дождь на семя их, которым засеяны поля, и хлеб – плод земли, обильный и сочный; стада их будут пастись на обширных пастбищах. Волы и ослы, возделывающие поля – землю, будут есть корм, посоленный солью, очищенный лопатой и веялкой. И на всякой горе высокой, на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потекут потоки вод в день великого поражения вашего, когда упадут высоковыйные, подобно башням сокрушатся тайные общества анархистов и все неверующие в Бога.

Верующие восторжествуют и воспоют хвалу Богу. Тогда и свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней. В тот день Господь обвяжет раны народа своего и исцелит нанесенные ему язвы. Тогда очистится всякий человек от неверия и от неверов, врагов своих, как от нечистот. Все верующие скажут им: «Прочь отсюда! Вот имя Господа идет издали, идет гнев Его на вас и пламя Его сильно, уста его исполнены негодования, язык Его как огнь поядающий, а дыхание Его как разлившийся поток, который поднимется даже до шеи, чтобы развеять неверующие народы до истощения. И будет в челюстях народов сих узда, дуновение Господа как поток серы зажжет их.

Горе тем, которые идут против верных сынов Божиих и последующих заветам отцов Св. Руси надеются совратить на свой путь. Вот они полагаются на свои силы, потому что их много, и на блудниц своих, потому что они весьма сильны в искусстве обольщения, а на Святаго Господа Бога не взирают и к Господу не прибегают.

Но премудр Он и наведет бедствие и не отменит слов своих. Восстанет против домов нечестивых и против помогающих делающим беззаконие и насилие. Вы, женщины, беспечные, остановитесь, встаньте, послушайте гласа Моего! Дочери беззаботные, приклоните слух ваш к Моим словам! Еще несколько времени сверх года, – и вы ужаснетесь, беспечные! За безумие ваше не будет обирания винограда и время жатвы не настанет. Содрогнитесь, беззаботные, ужаснитесь, беспечные! Сбросьте безумные одежды, облекитесь в одежду чистоты, препояшьте чресла ваши воздержанием.

Плачьте о безумии вашем, об исчезновении веры вашей в Бога. Вы – люди неверующие, а не всемогущие боги; мудрость ваша – плоть, а не дух. Прострет руку свою Господь – и вы споткнетесь – защитник и защищаемый падете все вместе и погибнете, ибо так сказал мне Господь. Он придет в отмщении, как лев, как скимен, ревущий над своею добычей. Хотя бы многое множество пастухов, мнимых начальников о благополучии народов кричало на Него, он не содрогнется от крика и множеству не уступит (Исаия 13 гл.).

Сам Господь Саваоф сойдет и сразится за русскую землю и за верующих в Него. Как птица – птенцов, так Господь Саваоф покроет Россию, защитит и избавит, пощадит и спасет. Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля (Исаия гл. 32, 5, 6).

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Ап. П. Евр. 11 1-3). А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаст. Вера во всемогущего Бога в людях, верующих в него, бывает всемогуща и доныне. Верою Моисея Евреи перешли Чермное море, как по суше, на что покусившись, неверные Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении. И еще о многом другом засвидетельствовано в священном Писании: о Гедеоне, Вараке, Сампсоне, Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощей, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (там же) и пр.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем подвизаться за царя и отечество наше, за веру святую свою, проходя предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия.

Помыслите о Претерпевшем такое над собой поругание от грешников, чтоб вам, православным, не изнемочь и не ослабеть душами своими. Вы еще не все подвизались, не до крови сражались, подвизаясь против греха. Вы забыли утешение, которое предлагается вам как верным сынам. Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя, наказывает врагами вашими, которых попустил за то, что вы стали, подражая им, служить греху. Господь наказывает безбожников тою же горестью безбожия, отравою языческою, народом безбожным. Но тем же наказанием и обращает на путь покаяния. Если вы терпите наказания, то Бог поступает с вами, как с сынами, ибо есть ли такой сын, которого не наказал бы отец? Если же вы остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, дети беззакония, а не сыны. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие, чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства, ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен, – не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

Святая Русь верна своему отечеству, своему царю. Пойдем за царем с надеждой на Бога и победим врагов отечества нашего. Прочь, крамольники, прочь, легкие плевелы, всяким ветрам, учениям лжи подражатели! С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь. С нами Бог и Помазанник Божий – русский Царь с нами. Он будет царствовать над нами по правде, и князья будут править по закону. Каждый из них будет, как защита от ветра анархии, покров от бедствия, как от непогоды и как благодатный источник вод, пространно изливающийся на всю ширь земли русской. Их уши будут слышать и внимать и судить по правде, удалять злых от среды добрых, как веющая лопата отделяет плевелы от пшеницы.

С нами Бог! Разумейте, язычники, и покоряйтесь, яко с нами Бог! Имеяй уши слышати да слышит! Аминь!

Схимо-архимандрит Гавриил «Деятель». 1905, № 4. С. 85-89 (подписано в печать 25 февраля 1905 года).

РУССКОЕ ЗЛО

Тяжелое время переживает ныне Россия. Великие беды постигли русскую землю, великая скорбь пала на русский народ. На Дальнем Востоке не прерываясь льется русская кровь, среди грома и ужасов войны. Неимоверные страдания и подвиги русских воинов, казалось бы, достойны того, чтобы Господь увенчал их победой, но какая-то непонятная, страшная сила ломит русскую силу, и наша русская – прославленная святая сила делается бессильной. Все есть у наших воинов – и крепкий удар, и железная стойкость, и львиное мужество, и бесконечное терпение в лишениях, все есть для победы, одного только нет: Бог не выходит с нами! И это понятно. Когда губительная, ужасающая война несет нам слезы, давит скорбью наше сердце, когда неудачами Господь, кажется, ясно говорит всему русскому народу греховно- развратившемуся: обратитесь ко Мне в плаче, посте и рыдании, и Я, дивно миловавший вас всегда, часто без боя обращавший ваших врагов в бегство, сокрушивший иго татар, шведов, поляков и двунадесяти языков, снова поборю за вас, когда со своей стороны нужны единение, сплочение и энергичная работа всех русских сил, в это время в самой России – зловещие смуты и неурядицы, восстает брат на брата… тем более всего расшатывается Русь.

Всюду несчастные забастовки, прекращение работ – в такую пору и кого? – русских же людей: рабочей силы и учащейся молодежи. Часто с их достойными воспитателями во главе, когда и нужны именно наука и труд для русской армии и отечества. Как не видят всей гибельности и позорности жалких забастовок русские люди. Вот выписываются из-за границы американские фабриканты, немецкие инженеры и врачи, скоро, вероятно, и рабочих придется выписывать иностранных, делаются иностранным фирмам необходимые заказы – и текут русские капиталы, русское золото и серебро в чужие карманы и заграничные банки! Почему же иностранцы находят возможным и выгодным трудиться при тех же условиях, при которых русские люди бросают работу? Ясно, что внутренняя смута в крайней своей форме не от народного сердца и воли, невозможно, чтобы весь народ убежденно поднимал на себя руки, ибо страшно преступна, гибельна и позорна всякая смута в настоящее время, когда разбивается русская сила, падает русский кредит, попирается честь русского народа, грозит несмываемый позор и разорение. Тут видна ходкая заразительная болезнь, приносимая со стороны русскому народу под прекрасным знаменем законных протестов. Я разумею анархизм, это враг мира и порядка – детище Запада, и затем и плод преступной политики русских соседей, прекрасно усвоивших урок Наполеона I, сказавшего, что русский народ не одолеет никакая сила, кроме анархизма, т.е. внутреннего разложения русских элементов. Это правда, доказанная удельным периодом Руси и оправдывающаяся современным положением наших дел. Анархисты всех видов – революционеры, социалисты, демократы и т. п. – вот наши первые враги, и их прежде всего надо открыть и победить русскому народу. Российская анархическая партия, во главе которой стоит так называемая «РСДРП», хоть и сгнила до очевидности в своих основах, как всякое ничтожество, основывающееся на произволе людей, не признающих Бога, а отсюда – и нравственных законов совести, но, однако, страшно гибельна тем, что соблазняет молодые рабочие и учащиеся силы к такому выражению протестов, которое по крайней своей недальновидности и неразумию прямо разрушительно для нашего отечества. Не доброе дело делают анархисты, не благо и мир несут они нашему отечеству, а смуты, разрушение и политическую смерть. Ими, несомненно, руководит дух злобы, который был всегда не источником блага, а отцом лжи и человекоубийцею искони. Это не голословно, смотрите сами, что они делают – «по плодам их узнаете их». Они бросают адские разрушающие машины на добрых и честных людей, нападают ни с того ни с сего на мирных жителей, бьют стекла, грабят и убивают всех, кого только завидят на пути охраны мира и порядка. Делает ли что подобное христианская душа? Нет! Даже со злыми своими недругами.

А они, мнимые умиротворители земли русской, рассадники света и добра, так поступают со своими собственными братьями. «По плодам их узнаете их», – от Бога они и для Бога, или – иной какой злобной, братоненавистной, мироразрушительной силы.

И вот эта-то организованная воистину духом злобы адская сила анархистов решилась открыто взять в свои руки бразды правления.

Недальновидность склонна предполагать, что 9-го января рабочих вели с доброю только целью и хорошие люди, но это один мираж… Как теперь известно (см. «Русское дело № 6,) революционеры хотели под прикрытием мирной толпы взорвать Зимний Дворец, поджечь город и убить Царя, в случае Его нерешительного ответа на представленные правительству требования: «Горе Царю, если он не исполнит наших требований», – говорил Гапон. Не говоря о том, что немыслимо в течение суток дать категорический ответ на вопрос о коренной реформе русского государства, очень недвусмысленно то обстоятельство, что доблестный вождь благонамеренной толпы, якобы с чистой совестью и добрым сердцем шедший к Царю, счел необходимым, почему-то еще до получения ответа, удрать за границу 8-го января. Вместо Гапона, как известно, фигурировал подделанный революционерами под Гапона жид с накладной бородой и в священническом облачении6. Анархисты хитро обдумали план обмана – увлечь прежде всего молодые силы, «учившуюся и учащуюся молодежь», на прекрасной почве многих действительных ненормальностей русской жизни, отравив своей хитрой злобой их воззрения на все Святое Русское. Они разрешают и толкают молодежь на все, запрещенное христианской совестью и составляющее основы русской национальной внутренней силы и внешнего могущества, указывая, как древний змий на запрещенную снедь, на заповеданные опытом веков уклады русской жизни и говоря, что если они вкусят от древа анархии, то будут бози и сверхчеловеки… Зло растет, злодеи сплачиваются, окружают себя кольцом атеистов, не признающих ни Бога, ни Царя, ни законов совести, ничего, кроме своего божка непримиримой злобы к христианскому миру, вселяют эту злобу в каждого человека, якобы угнетенного, и прельщают знаменем свободы. А так как сила их адская, то они и стремятся достичь своих целей путем явного насилия и зла, хотя ясно, как день, для каждого мыслящего и честного человека, что зло решительно нигде никогда не создает добра. Своим влиянием на молодежь анархисты незаметно, исподволь подрывают в самом корне основы семейной и гражданской жизни. Они отравляют умы юношей кощунственным отношением к святыням Русской Православной Церкви, поощряют на запретные Богом, совестью и законом природы удовольствия, губящие раз навсегда мир и красоту души; побуждают не покоряться благоразумным наставлениям родителей, говоря: «Мы – руководители вашей жизни, мы – отцы и матери русской земли!».

Разве не проповедь беззакония – вытравлять всякие живые соки молодых людей, разрушать добрые отношения между родителями и детьми, навязывать вместо отцов каких-то проходимцев и заставлять детей мучиться впоследствии всю жизнь за свое нравственное уродство, а отцов – плакать о чадах своих, как библейская Рахиль. Ныне юноши забрасываются прокламациями, чтобы оставляли свое учение и не слушали отцов и матерей, потому что последние-де не понимают их просветительных великих стремлений. Вы, дети их, говорят анархисты, сами будете им «историческими» отцами, спустя несколько лет, когда они, наконец, дорастут до вас и поймут вас! (взято из прокламаций заграничного издания). Эти – оставшиеся невеждами с искаженным образом и подобием Божиим в развращенной греховным произволом (их свободой) душе и будут отцами истории русской?!. Нет! В следствии не может быть больше, чем в причине, – они могут быть отцами разве только злодеев. Как говорит опыт повседневной жизни, из забросивших честный и постоянный труд и отдавшихся произволу своей свободы, признающей только животное благо личности, вырождаются паразиты общества с нечистым воспаленным мозгом, умерщвленною совестью, ярым злобным сердцем, поедающие чужое добро, похищающие и топчущие чужую честь и имя, убивающие царей и властей, предающиеся под всякий шумок хулиганству, способные только зажигательными прокламациями толкать других и ободрять друг друга на преступные подвиги анархизма. Анархисты чувствуют за собой силу и смелы до наглости, потому что главный центр их за границей, а здесь в России – тайные центральные комитеты РСДРП. Эти комитеты орудуют всеми делами и, когда нужно, подбивают и подкупают для своих злодейских целей злонамеренных людей, и делают все так искусно, что главари их всегда остаются в стороне. Честный народ, верующий в Бога и силу правды Божией, царствующей в мире независимо от человеческих желаний, напоминает анархистам о правде и совести, но они и их близорукие споспешники, – нашей несчастной родины жалкие либералы – не обращают никакого внимания на трезвые вразумления здравомыслящих русских людей и не желают считаться с желаниями религиозной народной воли. «Нас много – сила солому ломит», – говорят они. Смелость и дерзость мнимых возродителей русской жизни простираются до того, что они открыто навязывают под благовидной формой свои преступные убеждения другим, входя в дома горожан и стараясь привлечь их на свою сторону под красивое совне, но несчастное по своим горьким последствиям для русской жизни знамя их свободы. Ратуя якобы за свободу убеждений и прочие блага человеческой личности, часто на практике не признают никаких иных убеждений, кроме своих собственных, и обнаруживают полную нетерпимость и отсутствие уважения ко всякой чужой личности. Не единомысленных с собою они высмеивают, называют трусами, шпионами, подлецами, и если кто решится заговорить против них открыто правду, обличить трезвой истиной их лицемерие и преступность их действий перед отечеством и совестью, таковых они заглушают смехом, свистом и угрозами, показывающими ясно всякому, что они рыцари вовсе не чести и свободы или общественного блага, а кулака, грубой животной силы и личных, во всяком случае, узких желаний. Рассудительным и мирным людям приходится только сжиться, морщиться и вместо обещанных благ свободы и счастья глотать от своих освободителей молча обиды. Анархисты ликуют, видя смущение своих противников и, злобно радуясь, говорят: «Сила солому ломит!».

Ужели эти либералы, обрушивающиеся на мирных жителей земли русской ударами бичей и скорпионов, – их благодетели? Ужели опутанные сетями их преступного учения и совратившиеся с пути честного труда и чистой жизни, облагодетельствованы ими? Ужели процветут мир в душе и блага жизни на земле, облитой ложью обмана и кровью насильственно убитых?

Увлекши анархическим учением, якобы благой борьбой за правду, добро и свободу учащуюся молодежь, анархисты бунтуют всюду и русский рабочий люд, который присоединяется к ним, как к честным труженикам-борцам, не видя, что эти борцы готовы разрушать все, что есть честного и святого в русской жизни! Скажу ли, что рабочему люду не за что волноваться? Нет. Я знаю многие неприглядности их жизни и глубоко жалею, – надо им улучшенья, только зачем же прибегать к дьявольской разрушительной силе анархизма?

Можно и должно проще, не путем гибельных забастовок. Что говорит Господь, Владыка жизни, устами пророка Давида: «О, если бы народ мой слушал Меня, и Израиль ходил бы Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их… их благоденствие продолжалось бы навсегда; я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы» (Пс. 80, 14-17 ст.). Вот в душе-то грешной и следовало бы поднять анархию, забастовку против греха и диавола, и без смут, без кровопролития, без страшных последствий излилась бы щедрость Царя Небесного, Который неизменен в слове Своем.

Мы, русские православные, должны ненавидеть всех тех, которые подстрекают к бунтам и волнениям и тем самым ослабляют и разлагают Россию. Анархисты, как паразиты всюду лезут, подкупают, спаивают более слабую и умственно и нравственно часть рабочих, учреждая провокаторские союзы. Не вверяйтесь им, не позволяйте себя морочить! Их цель – развратить рабочий класс, обессилить, разложить, лишить работоспособности, озлобить и заставить служить своим преступным целям. И они, к несчастью, успели уже во многом своими бунтами! – наши воины-мученики на Дальнем Востоке умоляли с войны бросить братскую вражду, употребить силы свои не на преступные взаимные распри и бойню, а на усиление их военных сил и средств; они ждали наших общих молитв, так как ничто так не тяготит душу русского воина пред грозою смерти, как сознание своей грешности и оставления их Богом, и ничто так не утешительно, как сознание, что вся Россия молится единым сердцем и устами против врагов! О, если бы было так! Они терзались от злых насмешек японцев, говоривших, что солдаты бессмысленно льют свою кровь, что русские люди забыли их.

Бастуют всюду из-за удобств личной своей жизни, обрекая их на голодную жизнь и страдания от всяких лишений военного времени. Сибирская военная дорога, как известно, бастовала 9 дней – а чего это стоило для нашей многострадальной армии! Это ведь более чем политическое преступление, это братоубийство и позор. Ужели прибавка нескольких лишних копеек или рублей дороже рабочим, чем страшные страдания несчастных солдатиков, которым и 1/10 долю ни поесть, ни поспать, ни отдохнуть того, что приходится рабочим? Ужели незначительная прибавка, которая могла бы состояться и без забастовки, дороже, чем крушение и позор родного отечества? Это что-то неузнаваемое, не русское!

Анархисты стараются клеветой и насмешками подорвать народную веру в Царя, который всегда был столпом православия, веры и благочестия, и всегда неуклонно идет к тому, чтобы улучшить положение родного ему русского народа. Они стараются все благие действия Царя приписывать не Его доброте и заботливости, а своим угрозам, страху, чтобы народ не сплачивался около своего благочестивого Царя, с которым вместе они представляют грозную, несокрушимую для всякой неправды силу.

Везде в Свящ. Писании говорится: «В поте лица снискивайте себе хлеб». Посему никто не должен есть даром хлеб, всякий должен трудиться. Кто трудится, тот с чистой совестью пред собой и обществом ест свой хлеб и свое трудовое на себе носит. Кто же честно и трудолюбиво живет, тот воистину честная личность, заслуживающая внимания и уважения.

Анархисты же живут чужим трудом, кроме печатания преступных прокламаций, клеветнической агитации и поджиганий, они почти ничего не делают, почему и не брезгуют искать себе поддержки среди босяков. Босяцкая армия для анархистов весьма пригодна и желательна. Они хорошо знают, что эти пролетарии, эти босяки ни на что более не годны и неспособны к труду, так как потеряли и честь свою и совесть, почему и кричат им: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Для чего бы собираться этим несчастным, но, во всяком случае, утратившим все, что есть честного и чистого в человеке, алкоголикам, венерикам, хулиганам, растратившим свои нравственные и физические силы и не способным ни к честному продуктивному труду, ни к порядочной жизни в общественных группах.

Ужели из них может сложиться такая общественная или государственная организация, где будет царить правда и мир, истина и любовь, где граждане в безмятежии будут вкушать все блага дарованной им от пролетариев свободы? Самое первое благо свободы будет, несомненно, то, что придется содержать на даровых хлебах многомиллионную армию своих устроителей нового золотого века – золоторотцев пролетариев, которые несомненно первым долгом потребуют создания спиртных заводов и увеселительных заведений с нашими сестрами и дочерями! Трудно ожидать, чтобы анархисты вкупе с пролетариями, захватив в свои руки власть, из грязных, заразительных, ни к чему не пригодных животных обратились неожиданно в ангелов света! Что-то трудно представить, чтобы они были прекрасными руководителями всех отраслей науки, искусства, ремесел, незаменимыми контролерами общественных и государственных учреждений, руководителями армии и флота, дипломатами, министрами всяких ведомств, без которых они и сами не обошлись бы. И самое обращение к пролетариям «всех» стран говорит, что наша Матушка Россия сделается общенародным пирогом, достоянием отбросов всего мира, нравственных уродов, паразитов и хулиганов. Очень хорошо видно, что представляет из себя этот назойливый и наглый центральный комитет анархистов. Их организация основывается на даровом проживании за счет человеческих обществ, на эксплуатации чрез обман и насилие общечеловеческого труда и капитала. Вся тайная их шайка своей тяжестью мучительно ложится, прежде всего, на народ и вообще на рабочие силы русской земли. Им надо расстроить Россию, ослабить ее военную силу, подорвать ее развитие и преуспеяние в ряду других держав.

Вот анархисты и производят смуты, парализуют организм трудовой силы, разрушают всю систему трезвой народной жизни, обращают человека в животное буйное существо. Они алчут даровой грабительской наживы для большего их разврата – роскоши их содержанок с армиями проституток всякого возраста и состояний – этих рассадников всевозможных заразительных болезней. В этом болоте анархической среды болезненно гибнут под давлением обмана и разного рода вымогательств десятки тысяч сестер наших, продавая свою молодость, честь, а часто и свою голову и жизнь. По виду анархисты беспристрастны, гуманны, либеральны, желают общего блага всему человечеству, почему и стараются одинаково за поляков, евреев, всевозможных инородцев и сектантов, но – для чего? Для явного вреда России, для того, чтобы развязать руки произволу враждебных элементов России и нарушить государственный покой, для них невыгодный.

Не разделяя никогда рабочего труда, анархисты, тем не менее, всегда кричат в глаза рабочему люду, что они его друзья и товарищи. Они знают прекрасно, что для русского доверчивого до наивности народа, народа Божия, ласковое слово, как слово «товарищ» – это чистая неподдельная монета. Неиспорченный или неиспытанный горьким опытом русский человек всему верит, ибо приучил себя верить в Бога, много получая в действительности от Него по вере своей. Почему же не поверить и названному «товарищу»? Но когда научит горький опыт, то он узнает, что его товарищи – не товарищи, а злые враги, что товарищество было только ловушкой на пагубу России. Чего они желают? Они желают на чужой крови и костях создать свое царство, царство их произвола и дарового беспечального прожигания жизни за счет всего, что есть лучшего и дорогого в собственности русского человека. А так как в этом им мешает законное правительство, то они и взывают: «пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – граждане, вооружайтесь, насилием и кровью добудем себе бесконтрольную свободу и произвол – мы вам товарищи! Но никоим образом не должны им быть товарищами честные русские труженики, рабочая сила, – сила святая, а тем более просвещенная молодежь. Какое же общение света с тьмой! Товарищ – с пролетарием и врагом? О ужас, о позор!… Мы русские, православные, хоть и грешники, но верующие и послушные дети Отца Небесного, верные сыны своего родного отечества и Св. Православной Церкви. Господь – наш Отец в нашей истории, матерь Божия – наше прибежище, угодники Божьи – наши друзья и братья, Св. Церковь – наша мать, святая вера православная – наша сила, Любовь Божия, дивно изливавшаяся и неизменно изливающаяся народу Русскому – наша надежда и утешение, а не они – анархисты – наши товарищи! Правда Божия для нас – прежде всего! Сила Божия всегда с нами! Если мы и терпим от чего ныне, то за грехи и не без воли Божией, и еще, может быть, потерпим за страшный русский разврат, но нечего русскому народу прибегать к насилиям и братоубийству, надо только сплошное всенародное покаяние, от которого не отвык еще русский народ. Грозы войны, видимо, слабо встряхнули русский народ, вот приближается Господь, несущий губительную язву чумы и холеры на Русскую, обагренную сплошным нечестием и злодеяниями, землю – и возрождение Руси близко…

Все мы, честные русские люди – люди труда, мы все до боли чувствуем, что главные наши – внутренние враги России не должны иметь у нас места, и уже сознаем, что в скором будущем мы очистим от земли русской этот сор, эти плевелы из пшеницы, заменим эту тьму и нищету светом, порядком, в котором легкий производительный труд, а не насилие и распущенность, обеспечат довольство и покой жизни. Для этого же все трудящиеся классы сами должны взяться оградить себя от анархистов и продолжать трудиться мирным, необходимейшим в настоящее время трудом – работать пушки, ружья, броненосцы, крейсера и прочие всевозможные продукты военных и общественных надобностей на страх врагам нашего отечества – японцев и их добровольных помощников – всех рас инородцев и бунтарей. Учащие и учащиеся силы отечества тоже должны примкнуть к совокупной энергичной общественной деятельности. Организуйтесь, граждане земли русской, здравомыслящие общества, указывайте вражескую силу, знаменуйте себя силою крестною и выходите в вооружении веры, под сению креста Господня против безбожников, анархистов, вразумляйте и вербуемых ими несчастных неопытных русских юношей, неразумно расстраивающих русскую жизнь.

Наше дело: больше единения, больше дружества, больше уверенности в своих силах, ибо с вами и за нас Бог. Дети наши и мы сами, наше отечество (и Церковь) приведены на край пропасти, но мы готовы положить душу свою за Царя и отечество наше и веруем, что увидим радугу освобождения от анархического насилия и произвола самозванных товарищей, угрожающих благосостоянию нашему и стоящих на пути процветания народа русского. Россия есть единая церковь, и мы должны соединиться, как древняя святая церковь, – будем одной душой, душой чисто русской, верующей всею крепостью и всем помышлением, волею, надеждою и любовию во всемогущего Бога. Всецело будем веровать, что мы от всемогущественнейшего святого цельного колоса, неиспорченного зерна народного, народной пшеницы, которая, освобождая себя от плевел, дарует всем свободу и счастье. Наша сила, сила бойцов против анархизма – живая, живой веры в Бога. Надо уразуметь эту истинную силу, силу благодатную, и стать одной семьей, стать грудью против внутренних и внешних врагов, разъедающих нашу русскую жизнь, наши семьи, нашу веру, наши русские силы!

Некоторые из народа говорили мне так: «Ну, не дай Бог тому случиться, не устроили бы бунта. В таком случае мы, народ русский, обложим этих бунтарей – все города и столицы – не пропустим им ни куска мяса, ни пуда хлеба и никаких продуктов в пищу, тогда пусть страдают и потворщики, и укрыватели вместе с крамольниками… мы не покоримся никому, кроме Царя!

Пусть это узнает весь свет! Наш благочестивый Царь для нас отец и кормилец, и утешитель в минуты нашего общего горя». Это несомненно будет тогда, когда назойливым навязыванием чуждых русскому духу убеждений народ будет доведен до остервенения. Для русского народа прежде всего и выше всего – правда Божия. Даже в тех случаях, когда правда Божия нарушена по отношению к его обидчикам, народ жестоко мстит виновникам, не принимая извинений. С этой коренной чертой русского народа следовало бы считаться самозванным либеральным реформаторам русской жизни.

Будем молить Господа, чтобы русская земля не дожила до тяжких междоусобий, чтобы анархизм был побежден правдой, любовью и крестной силой Христа, а не злобной расправой возмущенного народа.

Схимо-архимандрит Гавриил «Деятель». 1905, № 16. С. 18-26 (подписано в печать 10 июня 1905 года).

 

Примечания

1 Симеон (Холмогоров). Един от древних. Повесть о жизни и подвигах старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова). М., Паломник, 1996. Эта книга издавалась несколько раз, и название каждой публикации отличалось. Впервые опубликована на страницах Псковских епархиальных ведомостях и отдельным изданием в Пскове в 1916, в 1964 в Джорданвилле (США), в 1996 – в Санкт-Петербурге. В США дважды издавалась на английском языке, а в 1996 в Афинах – на греческом.

2 Построение и освящение храма в Седмиозерной пустыни для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. Казань, 1901; Седмиозерная пустынь, заботливость Высокопреосвященного Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского о благолепии ее и совершенное им освящение новоустроенного в ней храма. Казань, 1901.

3 Поучения и слова иеромонаха Гавриила. Казань, 1900 (2-е изд-е – 1902); О внутренней молитве Иисусовой, в сердце творимой. Казань, 1903.

4 Иоанн (Киструсский, 1878-1937), с 1923 года епископ Раненбургский, викарий Рязанской епархии. Позже уклонился в григорианский раскол, в котором носил титул митрополита. В 1936 году приговорен к трем годам ссылки. В 1937 расстрелян. Имел множество духовных детей. Мужественно вел себя под следствием. Несмотря на принадлежность к григорианскому расколу, Липецкая епархия ставит вопрос о канонизации епископа Иоанна как священномученика.

5 Преподобный Гавриил блестяще владел русским языком. Он называл революционеров «анархистами» потому, что в тогдашней лексике слово «революционер» несло в самом себе положительную оценку, а слово «анархия» – отрицательную.

6 Преподобный Гавриил пересказывает явно ложную информацию из крайне правых журналов, в которую по смирению своему искренне верил. Демонстрацию 9 января 1905 года возглавлял «настоящий» священник Григорий Гапон. Демонстрация была средством давления на власть, ее организаторы не строили планов убийства императора.