ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Т.В.Филипьева

Актуальность

На фоне видимых социальных перемен в современном российском обществе, а также заметного изменения морально-нравственных ориентиров в среде молодежи, особенно под негативным влиянием чуждой русскому человеку культуры, возрастает потребность в квалифицированных специалистах в области духовно ориентированной психологии. Психолог не изменяет ситуацию и жизненные обстоятельства, но он может помочь изменить отношение к ним, понять духовные причины бед и несчастий, смыслы происходящего в жизни одного человека, семьи, профессионального коллектива и общества. Актуальность духовно ориентированного психологического консультирования особенно повышается в условиях экономического кризиса, порождающего социальные, финансовые и психологические трудности в жизни людей.

В России популярность психологов растет. При этом назвать себя психологом может каждый так называемый «душевед», будь то маг, колдун, целитель, экстрасенс или лидер деструктивного религиозного культа. Такие самодеятельные «душеведы» в понятие «психология» вкладывают свое содержание, часто далекое от классического определения.

Другая сторона проблемы качества психологической помощи заключается в том, что дипломированные выпускники психологических факультетов и институтов, призванные по долгу профессии оказывать людям различных социальных групп и возрастных категорий психологическую помощь, поддержку и сопровождение, не имеют достаточной социально-психологической и духовной зрелости. Проблема усугубляется тем, что большинство психологов, как теоретиков, так и практиков, воспитанных в духе материализма и атеизма, не испытывают потребность в духовных знаниях о человеке и не осознают их необходимость. И хотя в стране официально провозглашен отказ от атеизма, реально он носит декларативный характер. Фактически же атеизм остается основой формирования мировоззрения молодежи, что отражается не только в вузовских программах, но и в программах экзаменов кандидатского минимума.

В ходе истории, пройдя путь через оккультизм, теософию, сектантство, парапсихологию и другие учения, получившие общее название нетрадиционных, минуя традиционное православие, система российского образования и воспитания пришла к гуманизму. Само название этого мировоззрения происходит от латинского humanus («человечный»). В гуманистическом мировоззрении выглядят привлекательно принципы равенства, справедливости, уважения к человеческому достоинству, заботы о благе людей. Но по своей глубинной сути гуманизм является замаскированным атеизмом, поскольку он не нуждается в Боге и, обожествляя человека, вместо поклонения Творцу поклоняется твари. Гуманизм находится в перманентном конфликте с христианством, а в более глубоких пластах видно не только расхождение, но и противостояние. В гуманизме перед временем тускнеет вечность, поскольку исчезает христианская идея предназначения человека для вечной жизни – конечной цели земного бытия. Отсюда понятно, что гуманистическая и православная психологии имеют различные теоретические основания, методы и формы работы с людьми.

Анализ действующего в стране законодательства в области свободы совести и образования показывает, что Российская концепция духовно-нравственного становления человека должна основываться на религиозных православных традициях, что даст возможность сохранить единое культурное и образовательное пространство, в рамках которого возможно проявление и полноценное развитие различных национальных культур. В этом отношении современное законодательство России продолжает дореволюционные традиции. «Программа развития и воспитания в системе образования России на 1999"2001 годы» начинается со слов: «Духовно- нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции названы в программе одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Воспитание рассматривается, в частности, как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности молодого поколения на основе общечеловеческих и отечественных ценностей [1].

О духовности, совести, человечности и харизме

В психологической, психотерапевтической и в педагогической практике все чаще употребляется слово «духовность». Однако представители разных психологических школ и образовательных учреждений вносят в это понятие самый разнообразный и весьма искаженный смысл, далекий от истинного, который был утрачен, а проявляется это в отсутствии реальной духовной помощи человеку. Чтобы вновь наполнить истинным смыслом понятие «духовность», достаточно напомнить, что традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил благочестивой, праведной, богоугодной жизнью. Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой. Состояние душевного покоя наступает, когда человека не обличает совесть. Совесть же не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к другому человеку, к природе и к себе.

Житейские высказывания «совесть беспокоит», «угрызения совести» определяют общее чувствование совести, но не раскрывают ее сущности, что в принципе довольно трудно, ибо совесть иррациональна, потому что имеет дело не с реальностью, а с возможностью. Для нее открыто не существующее, а лишь то, что должно существовать. Ее действию всегда предшествует скрытая от человека оценка его действий духовной частью человеческого естества, которая всецело не подчинена ему, а принадлежит Богу. Совесть – это недедуцируемое понятие, которое можно описать только религиозно-феноменологически. Она относится к таинственной сущности человеческой души, постигаемой больше не человеческим разумом, а религиозным опытом [2]. Нравственное состояние души является следствием бытия совести в человеке, а не наоборот. Хотя часто бывает довольно трудно отличить моральные предписания от собственно совести. Именно поэтому нередко бытует мнение о том, что совесть формируется в результате воздействия существующих в обществе моральных предписаний. Психологу важно правильно оперировать духовными понятиями, такими, как совесть, чтобы быть компетентным в работе с разными проявлениями человеческой души.

Психологи многих направлений считают одним из принципов своей работы человечность. Однако если они отрицают превосходящую значимость духовных качеств религиозного характера и необходимость их развития в себе, то должны хотя бы признавать, что человечность нужно постоянно возобновлять в себе – через обращение к архетипу этой человечности, к ее Источнику, то есть Богу.

Похожая ситуация складывается с харизмой или даром, которым, несомненно, обладают многие талантливые психотерапевты. Харизма затухает, умаляется, если ее не «подключать» к духовному источнику, она истощается или используется во зло (экстрасенсами, психоаналитиками и др.). Мало просто иметь дар помогать людям, мало иметь от рождения милосердное сердце. Этот талант необходимо постоянно «актуализировать», его нужно развивать, но не только в горизонтальном плане, то есть используя свое дарование в конкретной ситуации, но и в вертикальном “ возводя этот дар к Богу, развивая свой духовный опыт и тем расширяя способности любящего сердца, имея при этом сознательную интенцию, помогая людям, альтруистично служить и Богу.

Клиент или человек

Ведущие психологические направления, получившие в XIХ”XХ веках бурное развитие и распространение в среде мирового психологического сообщества, – гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология – претендуют на роль открывателей законов человеческих отношений, словно до них человечество не имело знаний о самом себе. А между тем к духовно ориентированным психологам приходят за помощью жертвы не только деструктивных культов, но и душевредных психологических влияний.

В последние годы в России все активней заявляет о себе психология, ориентированная духовно на святоотеческий подход. Проводятся научные конференции, на которых обсуждаются темы духовно-нравственных основ в межличностных и профессиональных отношениях, в воспитании и образовании молодежи. В Санкт-Петербурге создано общество православных психологов. В Москве в программе Рождественских чтений работают религиозно ориентированные психологические секции. Грань между научной и религиозной мыслью сегодня чрезвычайно тонка.

Сравнительный анализ качества, структуры и содержания процесса психологического консультирования выявляет принципиальные различия в подходах, методах, технике и воздействии духовно ориентированного психолога и психолога- материалиста. Так, православный психолог, соприкасаясь с душами людскими, испытывает не только чувство ответственности, но и благоговения, поскольку он относится к каждому человеку не просто как «клиенту», но как к обладателю величайшего Божьего дара – святыни души, которая есть образ и подобие Творца.

Исключая душевредные воздействия и методы, связанные с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистическими, механистическими и манипулятивными психотехниками (программирование, кодирование, гипноз, медитация и др.), религиозно ориентированный психолог привносит в процесс психологического консультирования духовную и душевную чистоту и высоту.

Консультативная помощь духовно ориентированного психолога направлена на развитие способности самопознания, духовного и нравственного совершенствования, умения распознавать первопричины помыслов и поступков, страстей и слабостей, следуя наставлению русского святого праведного Иоанна Кронштадтского не путать человека со злом, живущим в нем; зло нужно ненавидеть, а человека – любить. В меру своих духовных сил, профессиональных знаний и навыков психолог ведет беседу с глубоким уважением к тайне личности каждого человека независимо от его религиозного мировоззрения.

О профессиональной ориентации врача, психолога и священника

На съезде православной молодежи в Сан-Пауло (Бразилия) протоиерей Владимир Шленев (Буэнос-Айрес, Аргентина), в докладе «О душе» размышляя о профессиональной ориентации врача, психолога и священника, сказал определенно: «Врач занимается телом, психолог – душой, а священник – духом» [3]. Звучит, конечно, убедительно, но на практике разделить эти три профессиональные сферы невозможно, ибо человек триипостасен, цел и неделим, и все в нем взаимосвязано и взаимозависимо.

Чтобы грамотно лечить тело, врачу важно самому быть не только социально и психологически образованным, но также духовно развитым человеком, и уметь лечить, по совету А.П.Чехова, не болезнь, а человека. Подобный богатый опыт был накоплен еще до революции русскими земскими врачами, что отмечалось на московской конференции «Психология общения: ХXI век» (2009).

Психолог-практик обязан хорошо знать жизнь не только человеческого тела – храма души, но и духа, что невозможно без непрестанного духовного самосовершенствования, без стремления к гармонии в собственной жизни. Как слепой не может вести слепого (оба упадут!), так и духовно незрелый и неуспешный в личной жизни психолог мало будет полезен ближнему своему.

Наконец, церковнослужителю необходимо изучать тонкости и специфику психологии человека, а также учитывать психофизиологические потребности и особенности телесной жизни людей разных поло-возрастных категорий. Возможно, недостаток психологических знаний у современных священнослужителей явился одной из причин возникновения религиозно ориентированной психологии и психотерапии.

Религиозно ориентированный психолог-консультант исходит из понимания вселенской ответственности, которую люди несут за содеянный дурной поступок (грех). Опытно каждый знает, что, хотя он принес покаяние, память греха не всегда уходит из души и сердца вместе с раскаянием. Напротив, сила осознания совершенного поступка может еще более увеличить душевные страдания человека. Удерживаться от греховных помыслов и деяний помогает сознание того, что своим грехом человек вносит лепту в греховную интоксикацию всего мира, пополняя сокровищницу мирового зла. Но оптимистичная и жизнеутверждающая христианская психология стоит на том, что хотя грехом мир отравляется, но, покаявшись, человек истощает мировое зло, преображая мир добрыми поступками и делами любви. Человеку дан выбор и ответственность за него.

Семейное консультирование

Семейный психолог-консультант обязан учитывать реалии трансформации семьи, брака, родительства, отношений женщин и мужчин. Институт брака в России претерпел изменения, но семья от этого крепче не стала. То, что сегодня именуют гражданским браком, юридически называется «сожительство». Гражданский брак (регистрация в загсе) появился после революции 1917 года и заменил брак венчанный. На место религиозной морали и нравственности пришла советская идеология. Новая власть пыталась всячески укрепить и стимулировать институт брака. В СССР от «брачного профиля» человека зависело многое: продвижение по партийной линии, предоставление очереди на жилье, возможность выезда за границу.

«Добропорядочному семьянину», состоявшему в первом браке и имевшему детей, давалось больше шансов на успех в любой сфере деятельности [4].

В начале 90-х годов прошлого века эти государственные механизмы распались, а отвергнутые нормы религиозной морали так и не стали родными для основной массы населения. Никак не оформленное сожительство мужчины и женщины распространилось повсеместно, и это не что иное, как блудный грех, распущенность, безответственность, а вовсе не гражданский брак. Очень важно в таких случаях в процессе психологической беседы уметь называть вещи своими именами, ведь бесы, склоняющие человека к греховной жизни, по учению святых отцов, боятся разоблачения. Никаких причин для отмены единобрачия нет, равно как нет оснований, чтобы объявлять христианскую мораль устаревшей [5]. Однако лишь для верующих людей единобрачие, многодетность и прочие традиционные семейные ценности и испытанные временем жизненные устои продолжают иметь социальное значение и сакральный смысл.

Ближайшее социальное окружение, значимые люди и, конечно, массовая культура формируют представления молодежи о браке и семье. Социологические опросы показывают, что современные юноши и девушки ориентированы не на один брак, что социологи называют «последовательной полигамией» или «серийной моногамией» [4].

Целомудренность и супружество

Одним из условий благополучия, прочности и успешности брака является целомудренность. Религиозные философы и богословы единодушны в том, что только «целомудренный человек может по-настоящему любить и быть верным супругом». Понятия целомудренность и супружество кажутся противоположными, но это только на первый взгляд. Женатый человек призван быть целомудренным в той же мере, что и неженатый. Утверждение, что кто-либо нецеломудрен, поскольку женат, звучит, по мнению религиозных философов, несколько абсурдно. Целомудренность (целая мудрость) приходит лишь по мере духовного взросления. Если стремление к супружеству не отсечено ради подвига девства, то целомудренность как бы изменяет направление жизни человека, формируя в нем мотив создания семьи. Лишь «уцеломудриваясь», человек становится в подлинном смысле духовно готов к супружеству. Целомудренность укрепляет моногамность, и только в состоянии целомудренности возможна подлинная любовь супругов в браке [6].

Вступая в брак, людям следует помнить, что, по слову поэта, «прежде всего мы родители, а все остальное потом», и ответственность за будущее поколение никто с родителей не снимет, ибо так установил Господь. Не умаляя роли учителя, воспитателя, педагога, наставника в формировании и становлении личности человека, скажем, однако, что ближайшее социальное окружение ребенка (в норме это семья) играет решающую роль.

Семья как субъект непрерывного образования

Если жизнь человека определять как непрестанное развитие в процессе духовного становления – непрерывного образования, которое обеспечивает личностный рост, то семью следует рассматривать как субъект образовательного процесса, поскольку именно семья является главной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Как часть общества семья хранит системообразующую основу в форме традиции, обычаев и преданий этого общества, которые были сформированы ранее на базе религиозных воззрений и верований народа. Если в семье религиозное воспитание отсутствует, это непременно сказывается на формировании характера человека: часто в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность и духовная пустота.

В детстве человек легко восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка – и его душа потускнеет; он останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Родители должны постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, благодарные дети оценят родительские старания. Когда же во взрослом возрасте человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение и он осознает свою ограниченность и беспомощность, то начинает задумываться над смыслом человеческой жизни, и тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу [7].

Вновь рождается желание найти подлинный, высокий, прекрасный и не умирающий смысл жизни, душа просветляется, возникает свежее и радостное чувство, появляется осмысление и надежда, желание жить и трудиться. Психолог в процессе работы свидетельствует, как на смену несостоятельному материалистическому мировоззрению приходит и согревает душу светлое и чистое, испытанное веками религиозное мировоззрение, наполняющее жизнь новыми смыслами и идеалами.

Как жить в современном мире

В практике психолога-консультанта довольно часто встречаются вопросы родителей: «Как жить в современном мире, где телевидение и радио, кино и реклама, СМИ и литература – все пропагандирует низкие нравы, плохие вкусы, греховное поведение? Как уберечь души детей и защитить их от пагубного влияния цивилизации?» Человек – существо социальное, поэтому полностью изолировать ребенка от социума невозможно, да и не нужно, «катакомбное» воспитание – противоестественно, потому что маленький человек вырастет и выйдет в мир, где неизбежно столкнется с проявлениями многоликого зла и открытой пропагандой греха. Если с детства у человека не выработан духовный стержень, то ситуации выбора, в которые он неизбежно попадет, могут стать источником негативного опыта, ибо он не будет знать, как правильно вести себя, как реагировать на события и относиться к людям, как обезопасить дух, тело и душу. Вот почему в беседах с детьми следует раскрывать подлинное значение грехов, которые, завлекая обещаниями плотских, материальных удовольствий, процветают в миру, лукаво называясь «успехом» и «удачей». Учить детей избегать греховной жизни следует не теоретическими призывами, лозунгами или запретами, а на простых и понятных примерах, на личном опыте родных и близких людей, на доступном языке. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления ребенка. Образовательные учреждения должны лишь помогать семье осуществлять процесс непрерывного образования. Семейному психологу- консультанту необходимо знать, как происходит взаимовлияние развития и духовного становления, в каких формах взаимодействуют семья, Церковь и образовательные учреждения, как проявляются религиозные воззрения народа на разных этапах духовного развития и образования человека.

Однако важно заметить, что ни семья, ни школа, ни Церковь, ни психолог не могут в отдельности воспитать человека. Это достижимо только совместными усилиями. Вот почему чем больше между ними связи и сотрудничества, тем успешнее будет проходить процесс становления и формирования душевно и психологически здоровых людей и общества в целом.

Традиции и толерантность

Религиозно ориентированному психологу важно учитывать процессы, происходящие в обществе, и общий вектор мирового развития. Так, в результате глобализации, постепенно набирающей силу, границы между разными обществами становятся все более прозрачными, а общество становится более мультикультурным и многоэтническим. В таком объединяющемся мировом сообществе границы толерантности должны быть шире, чем в обществах изолированных, но расширение границ толерантности прямо связано с разрушением веками складывавшихся нравственных, идеологических и религиозных устоев и традиций. Это может негативно отразиться на духовном становлении человека, на его психологическом здоровье [8].

Обычаи, быт, традиции народа России веками складывались в лоне православной веры и хранились в простом народе. Их не встретишь в трактатах, они не выдуманы искусственно, люди о них не говорят, они просто живут ими.

Подлинность народных обычаев выражается в самой жизни. Обычаи проявляются в повседневности, они устойчивы и входят в самые основания разных областей жизнедеятельности. «Особенности того или иного народа более открыто проявляются в простонародье: в образованной части общества они как бы размыты за счет активного восприятия других культур, за счет сознательного прикровения некоторых взглядов. В образованном обществе “этничность” проявляется косвенно, менее поддается фиксации со стороны, если не заявлена самими носителями ее» [9]. Подобную информацию профессиональный психолог обязан учитывать в консультативной работе.

Глава семьи Христос

За психологической помощью, как показывает опыт, чаще обращаются женщины.

Анализируя понятие женственности с точки зрения ее преимуществ и ограничений, психологи приходят к общему мнению, что «многим женщинам в России присуща гиперответственность, привычно стремление “тащить воз на себе”. Они берут на себя ответственность за семью, работу, за детей» [10], даже повзрослевших и не нуждающихся в материнской опеке. Явление это родилось после революции 1917 года, когда народ на Руси «строил новый мир». Мужчин тогда лишали земли, власти, денег, авторитета и слова, разоряли их дома и семьи. Женщина была вынуждена и нашла силы взять на себя ответственность за детей и мужа, за достаток в доме и за веру Христову, и жертвенно вынесла все это на своих плечах, да так и не сняла с себя той ответственности. А вместо этого, забыв, что в духовной жизни мелочей нет, под влиянием эмансипации надела мужскую одежду, сделала мужскую прическу, научилась пить спиртное, курить и сквернословить. И когда такая утратившая женственность женщина, не справляясь с трудностями в отношениях с мужем или в воспитании детей, обращается за психологической помощью, то работа психолога часто начинается с пробелов в воспитании женственности.

В древности у мужа и жены были четко определенные роли. На жене был дом, а муж зарабатывал деньги, был ответственен за обеспечение семьи, за ее существование, и его реально можно было назвать главой семьи. Это была норма

Но воспитание мужчины в наше время иное, нежели в древних культурах.

Правильным был уклад, когда сына воспитывал отец, и мальчик с детства готовился иметь самую сознательную и активную роль в социуме – мужскую роль. А сейчас властвует феминизированная система воспитания и образования, и начиная с рождения в яслях и детских садах, в детдомах и школах, средних и высших учебных заведениях – везде мужчину растят и воспитывают главным образом женщины, и это серьезная социальная проблема. В обществе также ситуация изменилась: жена может иметь лучшее образование, больше ориентироваться во многих вопросах, быть грамотнее, мудрей, нравственно более цельной, чем муж. Результаты опросов подтверждают, что муж и жена в равной степени несут ответственность за семью и принимают решения после совместного обсуждения. А глава семьи в венчанном браке – Христос! [11].

Отношения между родителями и детьми

В отношениях между родителями и детьми немало объективных сложностей, и духовно ориентированный психолог помогает разрешить семейные конфликты, снять трудности в общении, преодолеть преграды в понимании, наладить мирные взаимоотношения, воссоздать атмосферу доверия и любви между близкими людьми. Практика психологического консультирования показывает, что когда поступает запрос от родителей, недовольных поведением или психологическим здоровьем своих детей, то в 80% случаев это проблема отношения отцов и матерей к своим чадам. Психологической «подкладкой» гиперответственности в детско- родительских таких отношениях часто является недоверие (однокоренное словам: вера, верность, уверенность, доверчивость и пр.). Научиться доверять людям, в том числе своим родным детям, легче, если имеешь религиозную веру.

Одно из психологических упражнений в семейном консультировании состоит в том, чтобы родители назвали хотя бы три положительные характеристики своего ребенка, просто похвалили его три раза. И, оказывается, сделать это бывает не так просто, поскольку уровень ожиданий и критического отношения к ребенку чрезмерно высок, а уважения, подлинного доверия и истинной любви далеко не достаточно. Возможно, поэтому родители гораздо быстрее и легче выражают недовольство и опасения, называют отрицательные характеристики, критикуют и ругают свое чадо. Это верно в большинстве случаев и по отношению взрослых людей друг к другу.

Родители, не способные дать духовное воспитание, склонны «забивать» ментальное пространство растущего человека собственными (иногда порочными) жизненными установками, непрестанными наставлениями, непомерными требованиями, директивными указаниями и нотациями. Таким родителям подходит психологическая рекомендация: «хочешь помочь – не мешай!» Кому? Богу не мешай, а детям оставляй простор для их самостоятельности, активности, саморазвития, инициативы. Однако не следует смешивать такой подход с получившей распространение в некоторых странах теорией «свободного воспитания», требующей отказа от понуждения и наказаний. Согласно этой теории ребенка надо полностью предоставить самому себе, позволяя ему произвольно проявлять и демонстрировать свое «Я». Если такой способ бездумно применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни четких понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками, то нетрудно представить, к каким физическим и моральным последствиям это может привести в подростковом возрасте и во взрослой жизни.

Отблеск Любви Божественной

В процессе беседы на консультации многие утверждают, что они любят своих близких, при этом уверяют, что себя-то они как раз не любят, говоря об этом как о чем-то хорошем, о некоторой жертве. Однако при более внимательном рассмотрении вопроса выясняется, сколь трудно по-настоящему любить другого, не научившись прежде любить себя, по заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя», что подразумевает непременную любовь сначала к себе. Да и как можно любить ближнего, будь он даже родной муж или ребенок, если собственное сердце не знает этого святого чувства? А не живет любовь в сердце, пока оно не открыто Богу, Который есть Любовь. И хотя для христианина не может быть чужих и все люди – братья и сестры, все же человеческая любовь – лишь слабое подобие, отблеск, отсвет Любви Божественной [8].

Женщинам в особенности свойственна потребность любить и быть любимой, говорить и думать о любви. Но если просить женщину раскрыть содержание ее любви к мужу или детям, описать другими словами свое к ним отношение, то это оказывается трудным, и тогда психолог помогает разобраться в истинных чувствах, апеллируя к эмоциональному интеллекту. Психолог стремится помочь человеку полюбить все хорошее, что в нем есть от Бога. Но поскольку нельзя истинно любить то, чего не знаешь (это равно относится и к человеку, и к предмету, и к явлению, и к Богу), то следует помочь человеку познать себя, научить быть внимательным к себе, не доводя самопознание до абсурда и эгоцентризма, – вот просторное поле профессиональной деятельности психолога-человеколюбца.

Многие способы психологического влияния на человека страдают тем коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием души, страдающей под тяжестью греховной жизни. Чтобы оказать действительную, реальную психологическую помощь, психологу необходимо вникнуть во внутренний, духовный процесс, происходящий в душе человека и приводящий ее к религиозному опустошению. Только ясно представляя себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае можно помочь выйти из этого состояния. При этом недостаточно обращаться к одному лишь уму (разуму и рассудку) с рассуждениями общего характера. Исправить внутреннее состояние души одними только разговорами и благочестивыми наставлениями или учеными лекциями невозможно.

Процессу внутреннего расстройства, растерянности, разложения, слабости необходимо противопоставить иной, творческий процесс внутреннего оздоровления через воздействие на душу здоровой творческой силы [12].

Момент истины

Человек живет в мире своих представлений, и чем более они иллюзорны и далеки от реальности, тем больше может быть глубина психологической проблемы.

Психолог приближает встречу человека с самим собой, помогает встретиться с реальностью. Это жесткая работа, как для психолога, так и для того, кто нуждается в психологической поддержке. Человеку бывает больно и страшно осознать и сказать правду о себе и своих близких. «Познать себя, что толку в том? Познаешь, а куда бежать потом?» (Гете). Но встреча со своим реальным «Я» необходима.

Задача психолога – помочь человеку принять себя таким, как он есть, и поверить, что все ему послано, либо попущено от Господа. Конечно, одному человеку, даже с помощью духовника и психолога, этим путем трудно пройти. Необходима милость Божья, на которую все мы и уповаем [13].

Любая консультация – это душевная встреча и взаимообщение людей. Духовно ориентированный психолог использует в работе лучшие достижения и открытия психологической науки, например в сфере психологии общения, изучающей различные феномены коммуникативной составляющей человеческих отношений.

Основываясь на учении святых отцов, черпая знания из духовной сокровищницы двухтысячелетней мудрости, психолог поможет найти ответы на многие вопросы.

Почему, например, видя человека, не видишь его? Слушая человека, не слышишь его? Что значит быть рядом, но не вместе? Как это так – не любить, думая, что любишь, и наоборот?

Духовно ориентированный психолог отличает знание Бога от знания о Боге.

Первое есть непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, второе – достояние ума и памяти. Да и само слово религия означает не просто понятие о Боге, а живую связь между человеком и Богом. Назначение человека не ограничивается земной жизнью, но простирается в вечность, вот почему психологическая помощь должна быть ориентирована на то, чтобы помочь человеку иметь эту главную цель перед собой и знать, как достичь ее.

Условие профессиональной успешности психолога, как и иных представителей помогающих профессий, – жить в гармонии с собой и с Богом, стремиться очищать и врачевать свою душу покаянием и причастием, профессионально развиваться и совершенствоваться. Религиозно ориентированная психологическая помощь всегда имеет своей целью духовное развитие личности, и цель эта не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на вечном и непреходящем откровении. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же. Встреча с мыслью о Господе, формирование желания и потребности прибегать к Его помощи, перестав уповать полностью лишь на себя или своего ближнего, – вот момент истины духовно ориентированной психологической помощи.

Литература

1. Евгений (Шестун), прот. Основные проблемы современного образования. “ Самара, 2008.

2. Герасимов С.А. Совесть как феномен духа. [Электр онный ресурс]. – Режим доступа: /www.russian-inok.org/ 2008

3. Владимир (Шленев), прот. О душе // Материалы 8 съезда православной молодежи РПЦЗ. Сан-Пауло, Бразилия, 1997.

4. Гурко Т. Браки и разводы глазами социолога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.blagovest-info.ru/ «Фома».

5. Журинская М. Бессмыслица или гражданский брак. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.foma.ru/article

6. Богословие и наше время. Монотонные тетради. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / www.pravsemya.ru

7. Александр (Милеант), еп. Религиозное воспитание детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.fatheralexander.org/booklets

8. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Этюд о толерантности // Санкт-Петербургский Церковный Вестник. “ 2005. “ №5.

9. Громыко М.М. О воззрениях русского народа.

10. Огненко Н.М. Женственность: преимущество или ограничение? Концептуальные основы психологической помощи женщинам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.psy.su/summit_2009

11. Константин (Пархоменко), иер. Современная семья: между безответственностью и жертвенностью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.foma.ru/article

12. Сергий (Четвериков), прот. Tрудности в религиозной жизни юношества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.fatheralexander.org/ booklets/russian/vospi.htm

13. Фомин А. Семью нельзя строить на иллюзии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /www.foma.ru/article