Алкоголизм как искушение и возможный спутник нравственного становления подростков

И.В. Басова

Искушение - это внутренне влечение и возбуждение под влиянием порочной наклонности или страсти. Искушения посылаются или попускаются Богом для того, чтобы человек на личном опыте убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление искушения и отвержение предметов соблазна. Искушения – обычные и неизбежные спутники в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он ни находился; их не следует ни бояться, ни искать. Убегать от них христианину – то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно.

Алкоголизм – это тоже искушение. Проблема алкоголизма в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Очень часто ни педагоги, ни родители не подозревают, что ребёнок регулярно употребляет спиртное, и узнают об этом, когда он попадает в психиатрическую больницу или в милицию.

Даже эпизодическое употребление алкоголя в детском возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведении ребёнка, на учении в школе (училище) и взаимоотношениях с родителями. Алкоголизм у детей развивается быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15-летних ребят, которым поставлен диагноз «алкоголизм» второй и даже третьей стадии, когда налицо токсическое поражение головного мозга “ алкогольная энцефалопатия.

Это трагедия не только семьи, но и всего общества, так как степень алкоголизации подрастающего поколения является своеобразным индикатором психического здоровья нации. Медицинские и социальные последствия злоупотребления алкоголем катастрофичны. Поэтому в последнее годы основной упор делается на недопущение распространения алкоголизма в детской среде. По существу, только продуктивная профилактика позволит предотвратить надвигающееся вырождение подрастающего поколения.

С 60-х годов ХХ века при изучении ранней алкоголизации были сделаны попытки раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками среди детей. С этой целью проводились клинические исследования. Но они сводились к разборам отдельных казуистических случаев алкоголизма у детей и подростков, или к описанию особенностей течения, формирования и проявления алкоголизма в детском и подростковом возрасте. Осознать тот факт, что вне Бога человек – раб греха и зла, в 60-е годы не представлялось возможным. Предоставленный самому себе подросток (оба родителя работали) имел некоторую свободу воли и выбора, но природа «по своему произволению избирает лишь зло». И подросток не осознает, что делает не то, что должен делать. Эта самостоятельность и лишила молодежь невинности и счастья первобытного райского состояния Адама и Евы. «Человек утратил богоподобие, ибо если бы он устоял в союзе с Богом и не заменил Божией воли своей, то присущая ему способность не грешить и не умереть обратилась бы в совершенную невозможность согрешить и умереть. Спасение человека только от Бога».

Ранней алкоголизацией считается знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет и регулярное его употребление в более старшем возрасте.

Причины, ведущие к возникновению алкогольной зависимости, наркологи разделяют на: социальные, психологические и медико-биологические. Особую роль они отводят семье. Родители-алкоголики – это всегда повышенный фактор риска.

Распадающиеся, неполные, “деформированные” семьи способствуют как делинквентности, так и злоупотреблению алкоголем.

Наиболее опасными считаются асоциальные пьянствующие семьи с жестокими отношениями внутри семьи. Большое значение имеет также гиперпротекция в воспитании, когда подростка с детства чрезмерно опекают и контролируют.

Толчком к началу употребления алкоголя может быть также эмоциональное отвержение со стороны родителей, особенно матери.

К психологическим факторам риска относятся трудности приспособления к окружающей среде, конфликт с окружением, неудовлетворённость, непонятость, робость, ощущение своей неполноценности, различные нездоровые увлечения, формирующиеся сексуальные влечения, группирование со сверстниками. Роль наследственной предрасположенности к химической зависимости в настоящее время не вызывает сомнений.

В России зависимость от алкоголя среди подростков в три раза выше общего уровня. За последние три года количество больных алкоголизмом среди них выросло на 15,3%, алкогольными психозами – на 76,9%. В помощи нуждается не менее 70 процентов детей и подростков. Эти показатели говорят о том, что, к сожалению, в настоящий момент нет сколько-нибудь надёжного предохранения ребёнка от алкоголя. Даже самые «золотые дети» пробуют алкоголь, так как не пробовать – значит опозориться перед друзьями.

Всемирная организация здравоохранения называет три группы последствий злоупотребления алкоголем: проблемы для самого пьющего – его заболевания, правонарушения, ранняя смерть; для семьи пьющего – конфликты, ссоры, безденежье; для общества – преступления, затраты на лечение, утрата трудоспособности и прочее.

Поскольку алкоголизм есть и греховная страсть (болезнь духа), и психическая (болезнь души), и физическая (болезнь тела) зависимость, то для подлинного исцеления от алкоголизма необходимо освобождение от греха, на котором он вырос, преображение всего человека со сменой ценностных ориентиров. Очень важно не сбрасывать со счетов внешнюю сторону, обстановку избавления от алкоголизма и психологическую помощь, поскольку интересное, захватывающее дело способно дать подростку значимые для него перспективы, без которых невозможно психосоматическое благополучие.

Ценности могут быть разные: семья, друзья… Об этом говорит известный исследователь алкоголизма Б.С.Братусь: «Можно сказать, что для воспитателя по сути всё равно, занимается ли ребенок туризмом, фехтованием, музыкой, театром или плетением вологодских кружев, “ важно, каким он становится человеком в ходе этих занятий».

Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте – уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Приём доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению.

Мнение о злокачественности подросткового алкоголизма в настоящее время основывается на том, что он формируется в “сжатые сроки” – от начала злоупотребления до второй стадии может пройти от 1 до 4 лет. Это обусловлено тем, что алкоголизм – это не только психическое, но и соматическое заболевание.

У подростков рано развиваются различные болезни, снижается сопротивляемость организма из-за поражения печени, сердца, почек. Смерть чаще наступает от сопутствующих заболеваний или несчастных случаев и травм, от токсического поражения головного мозга.

В исследовании, проведённом в одной общеобразовательной школе среди учеников 6 и 7 классов в г. Чебоксары, чётко прослеживается отношение подростков к алкоголю. Было опрошено всего 93 человека. По результатам беседы об отношении подростков к спиртным напиткам можно сделать вывод, что большинство подростков положительно относится к их употреблению и лишь 5% считает, что это вредно для здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное ещё нельзя. Остальные уже знают вкус алкоголя, многие употребляют спиртные напитки от 1 раза в неделю до 2-3 раз. Чаще всего это происходит на дискотеке или в кругу друзей. Основной возраст, с которого начинается употребление спиртных напитков, примерно 11 лет.

По статистике Республиканского наркологического диспансера города Чебоксары число больных алкоголизмом в районах Чувашии увеличивается год от года. Особенно это касается промышленных городов: Чебоксар, Новочебоксарска, Алатыря, Шумерли, Канаша. Первое место по заболеваемости занимает Новочебоксарск. Канаш и Чебоксары стоят на втором месте. Ситуация угрожающая, так как заболевание распространяется в основном на трудоспособное население, молодёжь и школьников. Какое будет у них потомство?

В данное время в нашей стране в помощи нуждается не менее 50% детей и подростков, что является негативным моментом и указывает на неэффективность работы по раннему выявлению школьников, употребляющих алкоголь.

Специалисты знают, что одним только лечением проблему алкоголизма детей решить нельзя. В настоящее время на основании зарубежного и собственного опыта у нас в стране срочно разрабатываются программы продуктивной профилактики для младших, средних и старших школьников. Педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трёх основных педагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребёнка – антиалкогольного воспитания. Последнее обеспечивает индивидуальную возможность реализовать собственную потребность в здоровом быте. Педагогическая профилактика рассматривается как способ организации социальной среды ребёнка, препятствующей алкогольному заражению.

Особое внимание следует уделять работе с детьми и подростками, имеющими опыт употребления спиртных напитков. Работа заключается в предотвращении дальнейшего развития алкогольного заражения несовершеннолетних. Она включает в себя проведение тренингов, направленных на развитие устойчивости к внешнему алкогольному давлению, преодолению внутреннего психофизиологического дискомфорта, связанного с прекращением использования спиртных напитков. В случаях необходимости требуется организация консультирования несовершеннолетних в подростковых наркологических службах. Здесь можно сказать и о православном окружении подростков: отталкивание и навязчивое проявление внимания, чрезмерная строгость и «сусальная» жалость “ как действовать в той или иной ситуации, может открыть Господь, подсказать совесть и мудрость, но никак не книжные советы. Благодать Божия восполнит недостатки ищущего и покроет нищету любящего. Любовь же, действующая в сердце, принесет обильные плоды. Только такими плодами духа, добытыми тяжелым трудом на ниве спасения, можно победить суровые законы физиологии, психологии и, следовательно, любую зависимость.

К сожалению, на сегодняшний день работа по борьбе с детским алкоголизмом, да и алкоголизмом всего населения, неэффективна. Рост алкогольной зависимости неизбежно ведет к деградации и дегенерации населения. Поэтому одной из важнейших задач для нашей страны является необходимость борьбы с пришедшей бедой. Принципиально в этой борьбе можно одержать победу, если будут задействованы знания, опыт и воля широкого круга специалистов, экономический, юридический и интеллектуальный потенциал всей страны, и особое место принадлежит Церкви.

По слову Б.С.Братуся, «подлинный психологический иммунитет дают не сами по себе… меры и знания… а воспитанная в человеке нравственная, активно- творческая позиция, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни, адекватных способов их реализации». Самое главное – твердо усвоить разумом и пережить сердцем ту непреложную истину, что «всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть» (Иак. 1, 17). И дорогу осилит идущий!

Литература

1. Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь. – М.: Эксмо, 2005. – 544 с.

2. Гвоздева Г.П. От чего зависит наркотизация российских школьников // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. “ 2008. “ №3. “ С.117-127.

3. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции. “ СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. “ 520 с.

4. Ерышев О. Ф. Лечение алкогольной зависимости. “ СПб.: Нева, 2004. –128 с.

5. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов. – М.: Сфера, 2003. – 180 с.

6. Мокаева Б.И. Психические расстройства, алкоголизм и наркомания как этиологические факторы криминальной агрессии // Российский психиатрический журнал. “ 2008. “ №1. “ С.3-7.

7. Статистический ежегодник Чувашской Республики: 2008 г. Стат. сборник / Чувашстат. – Чебоксары, 2008. – 466 с.

8. Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kuraev.ru