А.М. ЕЛДАШЕВ. Благовещенский собор

Кафедральный Благовещенский собор является древнейшим из сохранившихся в Казани памятником православной истории и культуры. С 1552 по 1918 гг. он был главным храмом Казанской епархии.

Сразу после взятия Казани по указанию Ивана Грозного за три дня была построена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Царь лично избрал место для церкви в северной части крепости напротив ханского дворца.1 В начале 1555 г. в Казани была учреждена самостоятельная епархия, и 28 июля этого же года в сане архиепископа в город прибыл бывший игумен Селижаровой обители Гурий2 (в миру – Руготин). Небольшая по размерам церковь уже не отвечала своему предназначению. Поэтому первой и важной заботой св. Гурия и было строительство нового просторного каменного храма.

В декабре 1555 г. указом Ивана Грозного было предписано ехать в Казань псковским мастерам Ивану Постнику3 и Ивану Ширяю. Восемьдесят каменщиков, под наблюдением св. Гурия, взяв за образец московский Успенский храм, приступили к возведению белокаменного собора. Природный камень добывали и привозили с противоположного высокого берега Волги. Храм был освящен 15 августа 1562 года.

Собор – памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокупольного типа – первоначально представлял собой каменный пятиглавый, трехапсидный, шестистолпный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами – правым, освященным во имя благоверных Бориса и Глеба, и левым – во имя благоверных Петра и Февронии.

Главки древнего собора были со шлемовидными куполами. Еще в XVI-XVII вв. собор изнутри украшается фресковой живописью, остатки которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено изображение Казанской иконы Божией Матери XVII века. За свою многовековую историю собор неоднократно горел – в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах.4 При пожаре 1742 г. мощи Св. Гурия выносились даже за протоку Булак.5

С 30-х годов XVIII века начались многочисленные существенные переделки. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральная глава приобрела завершение в стиле украинского барокко. Полвека спустя появилась крытая галерея, соединившая собор с Архиерейским домом. Пристройка трапезной в 1841 году по проекту архитектора Ф.И. Петонди исказила вид собора с западной стороны. Но архитектурная полоса типично псковского орнамента, опоясывающая барабан центральной главы и обегающая верх средней апсиды, как и аркатурный пояс, украшающий апсиды и барабан главы, свидетельствуют о том, что это здание было сооружено псковскими мастерами XVI века.6

Собор сильно пострадал во время страшного городского пожара 3 сентября 1815 г., когда огнем был полностью уничтожен губернский архив, находящийся внутри храма.7

Почти два года собор простоял в запустении. Восстановительные работы начались при архиепископе Амвросии (Протасове). Иконостас и резьба были изготовлены московским мастером Быковским. Позолота и окраска иконостаса производились московским мещанином Гавриилом Львовым, а иконы были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.8 Торжественное освящение обновленного храма состоялось 19 июня 1821 года.9

Рядом с собором стояла церковь во имя Рождества Христова, воздвигнутая в 1694 году при Казанском митрополите Маркелле, которая к 1828 г. пришла в негодность. Техническая комиссия предложила сломать ее и на этом месте построить новый теплый храм.

20 августа 1836 г. собор посетил государь император Николай I,10 распоряжения которого сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к императору с просьбой выделить средства на снос пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но император вместо этого велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в теплый. К 1840 г. архитектор Ф.И. Петонди11 составил проект, утвержденный самим императором. В 1841-1846 гг. под наблюдением архитектора собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, были снесены трапезная и крыльцо. Были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы. Левый был освящен в честь Рождества Христова, а правый - во имя Бориса и Глеба. С этого времени внешний вид собора существенно не изменился, хотя в советское время вид храма был искажен ввиду сноса построенного по проекту Петонди крыльца.

В 1855 г. в очередной раз подновили величественный пятиярусный иконостас. Иконы в строго византийском стиле были расписаны иконописцем из Владимирской губернии Тимофеем Гагаевым,12 который в 1865-1867 гг. расписал иконы в иконостасе Петропавловского собора.13

В нижнем ярусе, по правую сторону от царских врат, были помещены иконы Господа Вседержителя, сидящего

на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую - Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия; все иконы были в серебряных ризах. На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Над бронзовыми царскими вратами-Тайная вечеря, а по сторонам-двенадцать праздников. В третьем ярусе - Вседержитель, по сторонам Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по бокам; в пятом – Господь Саваоф с предстоящими. Иконостас был увенчан крестом.14

Три иконы деисусного чина соборного иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Это иконы «Апостол Павел» (XVI в.), – возможно, она уже находилась в соборе в изначальном иконостасе, – а также «Св. Георгий» и «митрополит Алексий» (обе XVIII в.)

Сохранившаяся до настоящего времени роспись была выполнена в 1870 г. известным в то время своими иконописными работами по многим городам России иконописцем Вязниковского уезда Владимирской губернии Н.Л. Софоновым.15 Так, в трапезной части собора возник уникальный цикл росписей, связанный с обретением и прославлением чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы – свв. Киприана и Иустины, Кизических мучеников, благоверных князей Феодора, Давида и Константина.

В 1906-1909 гг. по проекту архитектора Ф.Н.Малиновского16 внутри собора была проведена капитальная реконструкция. Роспись была подновлена, пол выложен узорчатой керамической плиткой, сохранившейся до настоящего времени, было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции приделы заново освящены: правый - во имя Бориса и Глеба, левый – во имя Святителя Гурия.

Кроме двух указанных приделов, при соборе имелись еще два придельных храма. Один, во имя Казанского чудотворца, святителя Германа, был устроен под колокольней, которая соединялась с собором крытой папертью.

О времени сооружения каменной пятиярусной колокольни в соборном архиве до революции не сохранилось каких-либо сведений. В писцовой книге XVI века, как утверждает А.П.Яблоков, при Благовещенском соборе существовала деревянная колокольня.17 Каменная колокольня, возникшая в конце XVI – начале XVII в., претерпела за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1.500 пудов (24000 кг).18 Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

Придельный храм помещался под звонницей; первоначально он был посвящен св. мученице Ирине, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Но заботами архиепископа Казанского Филарета храм в 1832 г. был возобновлен на средства казанского купца Н.О. Чижова19 и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.

В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами

мощей святых апостолов, рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), которое использовалось лишь раз в год – в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша – подарок императрицы Анны Иоанновны и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов.

В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгановской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг.

29 августа 1919 года казанские чекисты обнаружили соборную ризницу20 и, «как не имеющую исторического значения», собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря усилиям казанских историков П.М. Дульского21 и И.А. Стратонова,22 которые доказали историческую ценность находки председателю губисполкома Николаю Антипову, а также нашли понимание и поддержку у наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского и известного искусствоведа И.Э. Грабаря, содержимое ризницы удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей.

Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловской печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания Благовещенского храма. На всех книгах имеется рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Здесь множество книг – подарков от именитых особ, церковных иерархов.

Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово Евангелие. Напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся»,23 оно отличается редчайшим по красоте книжным убранством и особенно интересно изображениями четырех евангелистов. Государев мастер Парфений не только раскрасил разными цветами исполненные типографским способом заставки, концовки, буквицы, но и, не придерживаясь строго рисунка миниатюр, превратил их в собственные красочные композиции, вызывающие восхищение неповторимым своеобразием.24 Это Евангелие было подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых - царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.

В истории собора остались имена множества выдающихся людей. Строитель храма, первый казанский епископ Гурий (Руготин), канонизирован в 1595 г. Его мощи всегда были главной святыней кафедрального собора.25 Святитель Гурий упокоился в ночь на 5 декабря 1564 г. и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. Через 31 год, 4 октября 1595 г.,26 в ходе

перестройки деревянного Спасского собора в каменный были обретены нетленные останки свв. Гурия и Варсонофия.27 Мощи св. Гурия были положены в деревянную раку и поставлены в Спасском храме монастыря.

19 июня 1630 г. мощи святителя Гурия были переложены Казанским митрополитом Матвеем с собором освященных лиц в новую серебряную раку, устроенную дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым, и торжественно перенесены в кафедральный Благовещенский собор, где поставлены были у северной стены близ входа в храм. В 1702 г. митрополит Казанский Тихон поставил раку с мощами на середину соборного храма между двумя колоннами по левую сторону. Над ракою с нетленными мощами устроили резной вызолоченный балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина.28 Во второй половине XIX века рака мощей святого Гурия была устроена казанским купцом Петром Свешниковым, вложившим в ее сооружение свыше 5 тысяч рублей.29

Церковное празднование в честь св. Гурия до революции совершалось три раза в год: 5 декабря в воспоминание его блаженной кончины, 20 июня – перенесения св. мощей его из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор и 4 октября – обретения св. мощей. Празднование 4 октября отмечались в соборе с особой торжественностью. Перед литургией совершался крестный ход в собор из женского Казанского монастыря с Казанской иконой Божией Матери. На основании императорского указа 12 апреля 1854 г. день этот считался в Казани нерабочим.30

В 1841 г. в ходе перестройки Борисоглебского придела, при очистке строительного мусора и щебня, была обнаружена под землей келья св. Гурия, в которой он уединенно молился – небольшая каморка31 с каменными стенами. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI века – образ Нерукотворного Спаса, которая сохранилась до нашего времени. Келья была построена одновременно с собором, о чем свидетельствует идентичность как каменной кладки, так и материала из которого сложены стены. Келья сразу же стала объектом массового паломничества горожан. Она была оштукатурена, для иконы сделан киот, с западной стороны прорезана входная дверь. На средства старосты собора В.Ф.Булыгина в XIX в. к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Захоронения внутри храмов были в традициях российской религиозности, особенно в XIV-XVII вв. Такой привилегии удостаивались храмоздатели, а также лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и соборы. Общеизвестно, что великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Московском кремле в Архангельском соборе располагается усыпальница правителей Руси и России (начиная с Ивана Калиты, 1340-1730), а в Успенском – захоронения иерархов Русской православной церкви (1326-1700). Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Интереснейшие некрополи существовали в Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря, в храме Рождества Богородицы, в соборах Чудова и Вознесенского монастырей, у церкви Кирилла Белозерского. А последнее погребение в Кремле относится к 1905 г., когда в приделе церкви Алексия Чудова монастыря похоронили Вел. Кн. Сергея Александровича, убитого эсером И.Каляевым в 1905 г. К сожалению, многие из древних некрополей не сохранились до наших дней.

Средневековое общество – это общество знака, жеста, символа. Прижизненная иерархия продолжала сохраняться и после смерти, что превращает

средневековые некрополи в ценнейший источник. Например, в Архангельском соборе четко выделяются почетные, престижные для захоронений участки храмового пространства. Это диаконник, где удостоились погребения Иван Грозный и его сыновья Иван и Феодор, в южной половине собора, вдоль южной и западной стены, и «опальные» в северо-западном участке храма.

Традиционными были и захоронения епархиальных архиереев в кафедральных соборах их епархий. Впрочем, по воле самого архиерея, он мог быть погребен и в другом месте, так было и в Казани. В равной степени почетными были погребения внутри храмов, когда над могилой устанавливалась надгробная плита, так и под алтарями. Выбор места мог определяться и желанием самого завещателя, и лицами, которые распоряжались похоронами.

Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом упокоения скончавшихся в Казани епархиальных архиереев. Из исторической литературы32 известно семнадцать погребений архипастырей. История некрополя Казанского Кафедрального Благовещенского собора насчитывает 430 лет. Первым здесь был погребен четвертый казанский владыка Вассиан33 (ум. 21 мая 1575г.). Последним – архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский), который умер 27 ноября 1910 г., а похороны состоялись 2 декабря.34

Захоронения производились в разных местах:

- вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей35 (†1646), митрополит Симон36 (†1649), митрополит Корнилий I37 (†1656), мирополит Иоасаф38 (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю.

- вдоль южной стены собора находились гробницы митрополита Тихона III (Воинова) (†1724)39, архиепископов Павла I (Зернова) (†1815)40, Ионы (Павинского) (†1828)41, которые располагались также от трапезной в сторону алтаря.

В подвальном этаже под главным алтарем храма, вход в который находится снаружи у главной апсиды, находился придельный храм во имя Всех Святых. Сей храм был устроен при деятельном участии архиепископа Павла II (Лебедева) на средства купчихи Еропкиной и освящен в 1896г. архиепископом Казанским Владимиром (Петровым).42

В храме упокоились архиепископ Тихон I (Хворостинин) (†1576)43, который погребал Казанского чудотворца святителя Варсонофия. Архиепископ Тихон сначала был похоронен, согласно его завещанию, в Троицком храме44 казанского подворья Троице-Сергиевой Лавры, а затем тело было перенесено в кафедральный собор и положено на паперти Борисоглебского придела. В 1841 г. его останки были перенесены в придельный храм во имя Всех Святых.

В этом храме упокоились митрополиты Лаврентий II (†1672)45, принявший перед смертью схиму с именем Левкия, и Маркелл (†1698)46.

Позже в подземной усыпальнице под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868)47, Владимир II (Иван Степанович Петров) († 2 сентября 1897)48, Дмитрий (Самбикин) (†1908)49, Никанор (Каменский) (†1910)50.

В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841-1843 гг. по проекту Ф.И.Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879)51 и Павел II (Лебедев) (†1892).52 Захоронения в подвальном храме собора разорены в советское время, не сохранились и могилы в Борисоглебском приделе. Захоронения в главном храме, вероятно, целы, но никак не обозначены.53

Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804, 30 декабря 1885).54

Как видим, в зависимости от различных обстоятельств, архиереев погребали в разных местах. Вероятнее всего, исполнялось пожелание самого архиерея. Известно, что архиепископ Владимир (Петров) в 1896 г., находясь еще в добром здравии, лично указал место для своей будущей могилы в подземном храме.

В самом соборе сначала могилы располагались вдоль северной (левой) стены, от трапезной к алтарю, когда места закончились, захоронения стали производить вдоль южной (правой) стены; в дальнейшем погребали в подземной усыпальнице под алтарем и в приделе.

Надгробные плиты в соборе стали устанавливать только в 1840-е годы, когда останки архиереев были перенесены из старого Борисоглебского придела под алтарь. Они были установлены и на могилах в новом Борисоглебском приделе.

Что же касается захоронений в главном храме, то они находились под каменными половыми плитами и не были обозначены. Духовенство и прихожане собора знали, где и какие архиереи погребены в храме, но к началу XX столетия уже никто и не помнил мест их погребений. В 1907 г., когда в ходе капитального ремонта собора вскрывался пол, профессор Казанского университета А.И. Александров55 обследовал останки и установил точные места погребений. После окончания ремонтных работ они были обозначены табличками.

В Благовещенском соборе совершались почти все рукоположения в священники в Казанской епархии, а с конца XIX в. и хиротонии епископов. Именно здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий),56 Андрей (князь Ухтомский).57 В службах в Благовещенском соборе участвовали многие видные архиереи и протоиереи, посещавшие Казань. 5 июля 1894 г.58 и 16 июля 1897 г.59 литургию в соборе служил Иоанн Сергиев (Кронштадский), ныне один из самых почитаемых православных святых.

Многие из протоиереев и священников, служивших в соборе, имели большие заслуги и пользовались известностью и уважением. Протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (1855-193360), выпускник Казанской Духовной академии, в 1892-1918 гг. был ключарем, настоятелем храма. Он составил наиболее подробное описание Благовещенского собора и историю его строительства; большое научное значение сохраняет и труд Яблокова о монастырях и храмах Свияжска.61 В сентябре 1918 г. он ушел с белогвардейцами из Казани, однако вскоре вернулся и продолжал служить в церкви Ярославских чудотворцев. Погребен на Арском погосте, предположительно, за алтарем кладбищенской церкви.

Собор посещали многие известные люди, бывавшие в Казани, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин,62 С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре собора неоднократно пел Ф.И. Шаляпин.63 Впечатления от собора отражены во множестве мемуаров и опубликованных писем.

На службах в кафедральном соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома.64 13 июля 1910 года во время своего очередного пребывания в Казани храм посетила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.65

Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для края Московского и Софийский собор-для Новгородского.

В сентябре 1918 г., при освобождении Казани от белочехов и каппелевцев, кремль был расстрелян прямой наводкой из орудий, установленных на холме порохового завода: все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов, и внешний облик был воссоздан только к середине 80-х годов XX столетия.

В сентябре 1918 г. собор был закрыт новой властью под тем предлогом, что Кремль был объявлен военным городком и все посторонние организации, прежде всего религиозные, из него были выселены. Огромные ценности, накопившиеся в соборе, были разграблены, и установить их судьбу не представляется возможным. То, что осталось, было конфисковано в 1921 г. Это были многие десятки икон с дорогими окладами, напрестольные кресты, в том числе с мощами многих святых, ценнейшие облачения, старинная церковная утварь, рукописи, книги и многое другое. Только золота в соборе было несколько килограммов, серебра несколько пудов, многие сотни, если не тысячи драгоценных камней. Трудно оценить художественную ценность утраченного. Немногие сохранившиеся фолианты из собора хранятся в библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского университета, а три иконы из главного иконостаса - в музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

2 января 1922 года был издан декрет о ликвидации церковного имущества. Наряду с указанием изымать из церквей ценности в декрете подчеркивалось, что «древние храмы со внутренним декоративным убранством, старыми иконостасами, иконами должны оставаться неприкосновенными».66

В марте 1922 года Совнарком ТАССР создал комиссию по учету и изъятию монастырских и церковных ценностей республики в составе А.А. Денисова (председатель), А.П. Галактионова67 и Г.С. Гордеева.68 На основе изъятых церковных ценностей в 1925 году в губернском музее был открыт отдел древнерусского искусства. Только из ризницы кафедрального собора было передано 85 предметов.69

С сентября 1918 по май 1919 гг. Благовещенский собор был закрыт и опечатан. При этом новые власти разрешили вынести из храма наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробницу с мощами архиепископа Гурия.70

С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор временно был действующим, его передали обновленцам. Решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года храм вновь закрывается и передается Музейному отделу, от которого переходит в ведение Государственного архива ТАССР. Архивохранилище размещалось в соборе до 1997 года, когда решением Правительства РТ Национальному архиву республики было выделено помещение на ул. 8 марта.71 Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи, узорчатых полов. Подвальные помещения, места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище. Келья св. Гурия в советское время использовалась как подсобное помещение для дворника.

Указами Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и постановлением Кабинета министров Республики Татарстан комплекс Благовещенского собора был передан в 1995 году в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».

Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора (генеральный директор Ю.В. Павлов). При разработке научной концепции реставрации храма консультативную помощь оказала Казанская епархия. Иконописные и живописные работы с 2000 г. осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации. В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории Брагина С.Р.

Согласно реставрационным планам, собор будет восстановлен к празднованию 1000-летия Казани, а в

большие религиозные праздники кафедральный Благовещенский собор вновь наполнится верующими и под сводами древнего храма вновь зазвучат церковные песнопения.

Будет сделан еще один шаг, преодолена еще одна ступень к возвращению порушенной связи времен, к тому, чего так не хватает нам в стремлении двигаться вперед.

Источники и литература

1. НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 26, л. 25.

2. НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 304, л. 23.

3. НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 334, л. 19.

4. Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Книга I. - Казань. 1906. - С. 66, 93.

5. Александров А.И. Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1897.

6. Александров А.И. Некрополь Казанского Кафедрального собора (Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г.) // Известия по Казанской епархии за 1907г.- Казань. 1907.- С. 1309-1317.

7. Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог // Православный собеседник. Казань.- 1879. Ч. 3. С. 317-193.

8. Богословский Г.И. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. - Казань. 1892.

9. Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней.- Казань. 1899.- С. 7.

10. Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский (1839-1908).- Казань. 1908.

11. Высокопреосвященнейший Никанор, архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог.- Казань. 1910.

12. Гольцман С.В. Ф.И.Шаляпин в Казани.- Казань. 2002.- С. 64.

13. Горохова Л.В. Архивное дело в Татарстане (1940-2001 г.).- Казань: Изд-во Гасыр, 2003.- С 71.

14. Девятых Л. И. Люди и судьбы.- Казань: Титул. 2003.- С. 244-248, 261-265.

15. Дульский П.М. Памятники казанской старины.- Казань. 1914.

16. Дульский П.М. Казань в девятнадцатом столетии.- Казань. 1943.

17. Егерев В.В. Исторические памятники Казани.- Казань. 1957.

18. Елдашев А.М. Монастыри Казанского края. Очерки истории.- Казань. 2004.- 308 с.

19. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В. Из истории Казанской истории. Фотоальбом.- Казань: Титул. 2003.- С. 37-38.

20. Журавский А.В. Во имя правды и достоинства церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского.- М. 2004.- С. 619.

21. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918-й.- М. 1996.- С. 46.

22. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города.- Казань. 1895.- С. 113, 144-147, 235-261, 268.

23. Известия по Казанской епархии на 1879 год.- Казань. 1879.- С. 617-627.

24. Известия по Казанской епархии за 1886 год.- Казань. 1886.- С. 29-38.

25. Известия по Казанской епархии за 1894 год.- Казань. 1895.- С. 364-368.

26. Известия по Казанской епархии за 1910 год.- Казань. 1910.- С. 796.

27. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского.- СПб. 1910.- С. 454 - 457.

28. Казань. Фотоальбом.- Казань.Изд-во Титул, 2004.- С. 26-27.

29. Калинин Н.Ф. Казанский кремль.- Казань. 1952.

30. Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани.- Казань. 1895. -С.

31. Малов П.В. Летопись Петропавловского собора гор. Казани.-Казань. 1890.- С. 25, 31.

32. Матяшина Е. Воспоминаниям угаснуть не дано... //Казань.- 2002.-№ 10.- С. 67.

33. Никанор (Каменский). Казанский сборник статей архиепископа Никанора.- Казань. 1910.

34. Панова Т.Д. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна.- М.: Индрик, 2003.- 224 с.+ ил.

35. Панова Т.Д. Некрополи Московского кремля.- М.: 2-е изд., испр. и доп., 2003.

36. Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем.- СПб. 1890.- С.303.

37. Погребение Высокопреосвященнейшего Владимира // Известия по Казанской епархии за 1897 год.- Казань. 1897.- С. 914-937.

38. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне.- СПб. 1910.- С. 233.

39. Православные храмы Татарстана. Альбом.- Казань. 2000.- С. 34-47.

40. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков).- Казань. 1998.- С. 11-15.

41. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.- М. 1997.- С. 312 - 319.

42. Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1885. Ч. 1-2.

43. Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917 - 1967 годов.- Казань. 2002.- С. 46.

44. Cултанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и «татарский след».- Казань. Татарское книжное издательство. 1995.- С. 126,127, 134-

141.

45. Татарская энциклопедия. Т.I.- Казань. 2002.- С. 151, 159.

46. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 25, 34, 36, 133, 163, 176-177, 181, 338, 399, 447, 448, 544, 578.

47. Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск.- М. 1978.- С. 78-83.

48. Член Святейшего Синода Высокопреосвященнейший архиепископ Павел. Некролог.- Казань. 1892.

49. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк).- Казань. 1907.

50. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани.- Казань. 1909.- С. 3-40.

51. Ястребов И. (Иннокентий). Миссионер Высоко-преосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1898.

Примечания

1 Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. - Казань. 1895. - С. 113.

2 Гурий (Руготин Григорий) (1500-1563), религиозный деятель, миссионер, первый архиепископ Казанской епархии (1555-1563). Один из организаторов и руководителей крупномасштабной христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Канонизирован в 1595. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань. 1999. - С. 163.

3 Постник Иван Яковлевич (XVI в.), русский зодчий. Строитель храма Василия Блаженного в Москве (1555-1561, совместно с Бармой). Возводил совместно с Иваном Ширяем башни и стены Казанского Кремля (1556-1562), Благовещенский собор (1562), Успенский собор (1560) Успенского мужского монастыря в г. Свияжске. Имеются предположения об идентичности Постника и Бармы. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань. 1999. - С. 447-448.

4 Загоскин Н.П. Ук. соч. С. 114.

5 Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. - Казань. 1909. - С. 8.

6 Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. - М. 1978.- С. 80.

7 «3 сентября 1815 г. в Казани произошел восьмой по счету крупный пожар в истории города, истребивший 166 улиц с переулками и в них 1179 домов. Выгорел кремль и лучшие части города. В этом пожаре погибли ценные в историческом отношении казанские архивы». См.: Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. - СПб. 1890. - С. 303.

8 Турин Василий Степанович (1780 - не ранее 1834), живописец, график. В Казани с 1802, с 1810 учитель рисования в Казанском главном народном училище. Основные произведения: живописные работы по иконостасу холодного храма Казанского женского Богородицкого монастыря, графические - офорты «Архитектурные чертежи развалин древних Булгар» (1832), альбом литографий «Перспективные виды губернского города Казани» (1834). См.: Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 588. В 1824 - 1825 гг. расписал некоторые иконы иконостаса Петропавловского собора и иконы на железных листах снаружи храма. См.: Малов П.В. Летопись Петропавловского собора гор. Казани.- Казань. 1890.- С. 31.

9 Яблоков А.П. Ук. соч. С. 11.

10 Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем.- СПб. 1890.- С.303.

11 Петонди Фома Иванович (1794-1874), архитектор. Представитель русского классицизма. В 1817-1834 Орловский губернский архитектор, в 1834-1844 Казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, в 1855 вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т.ч.: домов Н.Н.Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «Казанского подворья» (1843-1848) и др. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 435. Умер 13 июля 1874 г. Погребен на Арском православном кладбище. См.: Агафонов Н.Я. Казань и казанцы.- Книга I. Казань. 1906.- С. 93.

12 Тимофей Терентьевич Гагаев упокоился 25 октября 1889 г. в возрасте 53 лет. Похоронен на Арском (Куртинском) кладбище. См.: Агафонов Н.Я. Казань и казанцы.- Книга I. Казань. 1906.- С. 66.

13 Малов П.В. Ук. соч. С. 25.

14 Яблоков А.П. Ук. соч. С.13

15 Яблоков А.П. Там же.

16 Малиновский Федор Николаевич (1864-?), архитектор. В 1894-1912 Казанский епархиальный архитектор. По проектам Малиновского построены: собор Божией Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в г.Свияжске (1898-1906), Троицкий собор Богородицкой пустыни (1904-1907), Троицкая церковь в г. Лаишево (1911) и др. Работал в русле эклектизма. См.: Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 338.

17 Яблоков А.П. Ук. соч. С. 22.

18 См.: Православные храмы Татарстана. Альбом. - Казань. 2000.- С. 35.

19 Чижов Никифор Осипович (1779 - 9 мая 1841), купец. Городской голова с 1830 по 1832 г. Похоронен на Арском православном кладбище. См.: Агафонов Н.Я. Казань и казанцы.- Книга I. Казань. 1906.- С. 109. Достойны памяти потомков (городские головы Казани 1767-1917). Сборник документов и материалов.- Казань. 2002.- С. 92 - 93.

20 Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и «татарский след». Казань. Татарское книжное издательство. 1995. - С. 139.

21 Дульский Петр Максимилианович (1879-1956), искусствовед, график, педагог. Заслуженный деятель искусств ТАССР (1940). Первый председатель Союза художников ТАССР (1936-1937). В 1930-41, 1949-56 преподавал в Казанском институте гражданского строительства. Труды по истории архитектуры. Татарский энциклопедический словарь. - Казань. 1999.- С. 181.

22 Стратонов Иринарх Аркадьевич (1881-после 1935), историк, один из основателей архивного дела в Татарстане. В 1914-18 преподаватель, в 1918-22 профессор Казанского университета. Труды по

истории земских соборов Московской Руси, «Русской Правды». Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 544. Осенью 1922 г. Стратонов был арестован и выслан за пределы страны на т.н. «философском пароходе». Из Казани, кроме него, были интернированы ректор университета А.А.Овчинников (1874-?) и известный ученый-физиолог, ученик И.П.Павлова профессор Машков.

23 Яблоков А.П. Ук. соч. С.35.

24 Фехнер М.В. Ук. соч. С. 83.

25 Мощи Св. Гурия покоились в Преображенском соборе Спасо-Преображенского монастыря с 1596 по 1630 год, а затем были перенесены в кафедральный Благовещенский собор. См.: Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб. 1910. С. 233. В сентябре 1918 г. перенесены в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря, затем в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

26 Александров А.И. Некрополь Казанского Кафедрального собора (Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г.) // Известия по Казанской епархии за 1907 г.- Казань. 1907.- С. 1310.

27 Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней.- Казань. 1899. - С. 7.

28 Яблоков А.П. Ук. соч. С. 28.

29 Загоскин Н.П. Ук. соч. С. 145.

30 Яблоков А.П. Ук. соч. С. 29.

31 Келия имеет размеры: ширина 4 аршина 12 верш. (289 см), длина 3 аршина 11 верш. (218 см), высота 2,5 аршина (178 см).

32 Александров А.И. Некрополь Казанского Кафедрального собора (Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г.) // Известия по Казанской епархии за 1907 г.- Казань. 1907.- С. 1309-1317. Яблоков А.П. Ук. соч. С. 23-24. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI - начало XX веков).- Казань. 1998.- С. 14.

33 Архиепископ Вассиан был c 1559 г. игуменом костромского Ипатьевского монастыря, в 1571 г. возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря, в 1572 г. присутствовал на соборе, созванном для решения вопроса о четвертом браке царя Иоанна Васильевича Грозного. 14 февраля 1575 г. хиротонисан в архиепископа Казанского и в том же году, 21 мая, скончался, прожив в Казани всего четыре недели.

34 Известия по Казанской епархии за 1910 год.- Казань. 1910.- С. 1261, 1304.

35 Митрополит Матфей был с 2 июля 1606 г. игуменом Кирилло-Белоозерского монастыря; 7 февраля 1615 г. он хиротонисан в митрополита Казанского, скончался 13 января 1646 г. и погребен в кафедральном соборе, у северной стены. При нем 20 июня 1630 г. были перенесены из Спасского монастыря в кафедральный собор мощи святителя Гурия. По его благословению был сооружен в Седмиозерной пустыне храм Вознесения Христова, где находилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

36 Митрополит Симон, серб по происхождению, был назначен в Казань 7 февраля 1646 г. из сербских митрополитов; скончался 26 сентября 1649 г.

37 Митрополит Корнилий I был игуменом Макарьево-Желтоводского монастыря, а потом Богоявленского Московского. 13 января 1650 г. хиротонисан в митрополита Казанского. Скончался 17 августа 1656 г.

38 Митрополит Иоасаф - из архимандритов Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря; хиротонисан в митрополита Казанского 6 сентября 1674 г.. Скончался 30 января 1686 г.

39 Митрополит Тихон III (Воинов Тимофей Васильевич) (1655-1724), религиозный деятель. В 1699-1724 митрополит Казанский и Свияжский. Основал первое крае инородческое училище, существовавшее в 1707-1709. В 1718 открыл цифирную школу, в 1723 - Казанскую славяно-латинскую школу, позднее преобразованную в Духовную семинарию. См.: Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 578.

40 Архиепископ Павел I (Зернов), уроженец Московской епархии и воспитанник Московской Духовной академии. Был наместником Троице-Сергиевой лавры и ректором лаврской семинарии, настоятелем Преображенского Ярославского монастыря. Настоятель Саввино-Сторожевского монастыря и Данилова монастыря в Москве. 15 апреля 1778 г. хиротонисан в епископа Костромского, 15 января 1800 г. перемещен в Тверь, а 15 сентября 1801 г. возведен в архиепископа и 18 декабря 1803 г. был назначен в Казань, где и скончался 14 января 1815 г.

41 Архиепископ Иона (Павинский), уроженец Олонецкой епархии. Учился в Александро-Невской академии; затем священник, протоиерей, законоучитель иезуитского института и духовник великой княгини Екатерины Павловны. В 1813 г. пострижен в монахи, 31 декабря того же года возведен в архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; 6 ноября 1826 г. перемещен из Твери в Казань, где и скончался 3 февраля 1828 г.

42 Яблоков А.П. Ук. соч. С. 23.

43 Архиепископ Тихон I (Хворостинин) в 1572 г. был игуменом Угрешского (Московская епархия) монастыря, затем Иосифо-Волоколамского. 5 июля 1575 г. хиротонисан в архиепископа Казанского, скончался 14 июня 1576 г.

44 Каменный Троицкий храм с приделом во имя преподобных Сергия и Никона был сооружен на площади Троицкого монастыря и оборудован на средства архимандрита и братии Троице-Сергиевой Лавры. В 1787 г. Казанский архиепископ Амвросий предписал за ветхостью упразднить Троицкий храм. Иконы, иконостас и утварь были переданы в Благовещенский собор, а кирпич и прочий материал - отданы Казанской Духовной семинарии.

45 Митрополит Лаврентий II, постриженник Новгородского Вяжецкого монастыря, откуда был перемещен иеродиаконом в Москву в число патриарших ризничих. 6 апреля 1654 г. хиротонисан в епископа Тверского, в 1655 г. возведен в архиепископа, а 26 июля 1657 г. назначен митрополитом Казанским. Скончался 11 ноября 1672 г. Был погребен в правом приделе кафедрального собор, но в 1840-х годах тело его было перенесено в усыпальницу под главным алтарем храма.

46 Митрополит Маркелл происходил из южных славян. Ввиду знания большого количества языков, до монашества служил в посольском приказе. 21 марта 1680 г. хиротонисан во епископа Суздальского, в 1681 г. переведен

в Псков с возведением в сан митрополита и 8 сентября 1690 г. назначен в Казань, где и скончался 21 августа 1698 г. Тело его было сначала погребено в правом приделе собора, а затем в 1840-х годах перенесено в усыпальницу под главным алтарем храма.

47 Архиепископ Афанасий (Соколов), уроженец Костромской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. 25 июня 1841 г. хиротонисан в епископа Томского, с 24 ноября 1853 г. архиепископ Иркутский и с 3 ноября 1856 г. назначен в Казань. С 9 ноября 1866 г. был на покое в Кизическом Воскресенском монастыре, где и скончался 2 января 1868 г., погребен в усыпальнице под главным алтарем собора.

48 40-й архиепископ Владимир II (Иоанн Степанович Петров), родился 29 мая 1828 в Донской области. Сын простого казака, впоследствии священника на Алтае. В 1849 окончил Воронежскую Духовную семинарию, в 1853 - Киевскую Духовную академию со степенью магистра богословия. В 1853 принял монашество, будучи на последнем курсе академии. В 1853 рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловскую Духовную семинарию. В 1881 избран почетным членом Казанской Духовной академии. С 1889 епископ Нижегородский и Арзамасский. С 7 мая 1892 - архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался от заражения крови 2 сентября 1897 и погребен в склепе под алтарем собора; место погребения он заранее указал сам. См.: Известия по Казанской епархии за 1897 год.- Казань. 1897.- С. 483-490.

49 Архиепископ Дмитрий (Самбикин Дмитрий Иванович) (1839-1908), религиозный деятель, писатель, историк. В 1905-1908 архиепископ Казанский и Свияжский. В Казани создал церковное историко-археологическое общество. Труды о русских, в т.ч. казанских святых. См.: Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 176-177.

50 Архиепископ Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич) (1847-1910), религиозный деятель, богослов, историк-краевед. С 1870 преподаватель Казанской учительской семинарии, с 1879 ректор Казанской Духовной семинарии. В 1889-1893 епископ Чебоксарский, одновременно руководил церковно-учебными заведениями Казанской епархии. С 1908 архиепископ Казанский и Свияжский. Труды по догматическому и нравственному богословию, истории Казани и Казанской губернии. См.: Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 399.

51 36-й архиепископ Антоний II (Яков Гаврилович Амфитеатров) сын священника, родился 15 октября 1815 в Уфимской губернии. Первоначальное образование получил в Калужском Духовном училище и семинарии. Затем поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1889 году первым магистром и был назначен бакалавром академии. В сентябре 1840 был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1845 ректор Киевской Духовной семинарии и возведен в сан архимандрита (1846). С 1851 - ректор Киевской Духовной академии. В 1859 переведен на смоленскую кафедру, а 9 ноября 1866 - в Казань. 16 апреля 1867 возведен в сан архиепископа. Скончался в ночь на 8 ноября 1879 и погребен в правом приделе кафедрального собора. См.: Известия по Казанской епархии на 1879 год. Казань, 1879, с. 617-627. До настоящего времени на полу правого придела сохранилась его могильная плита, на которой мастером Алексеем Гавриловичем Комаровым начертано: “Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. Род. 15 октября 1815. Сконч. 8 ноября 1879. В епископа хиротонисан из ректоров Киевской Духовной академии 30 марта 1858”.

52 Архиепископ Павел II (Лебедев) 8 сентября 1868 г. хиротонисан в епископа Выборгского; затем архиепископ Кишиневский, экзарх Грузии и с 29 сентября 1887 г. архиепископ Казанский. До настоящего времени на полу правого придела сохранилась его могильная плита, на которой начертано: “Павел, архиепископ Казанский и Свияжский. Род. 12 декабря 1827. Сконч. 23 апреля 1892. В епископа хиротонисан из ректоров Санкт-Петербургской Духовной семинарии 20 декабря 1866”. Архиепископ Павел первоначально был погребен в Крестовой церкви во имя Святителя Гурия архиерейского дома и спустя два года (25 апреля 1894 г.) перезахоронен в Борисоглебском приделе. См.: Известия по Казанской епархии за 1894 год.- Казань. 1894.- С. 364.

53 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков).- Казань. 1998.- С. 14. Как считают православные историки А.В.Журавский и Е.В.Липаков усыпальницы пяти митрополитов и трех архиепископов в самом соборе и погребения двух архиепископов в Борисоглебском храме все же сохранились, но таблички, указывающие на их местоположение, исчезли, по всей видимости, еще в 30-е годы XX столетия. См.: Православные храмы Татарстана. Альбом.- Казань. 2000.- С. 37.

54 Известия по Казанской епархии за 1886 год.- Казань. 1886.- С. 29-38.

55 Александров Александр Иванович (в монашестве Анастасий) (16 апреля 1861- после 3 мая 1918, Петроград), филолог-славист, доктор сравнительного языкознания (1888), профессор (1888). Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ и Н.В.Крушевского. Преподавал в Дерптском, Харьковском (1883-88), в Казанском (1888-1911) университетах, и.о. ректора (1908). С 1911 в монашестве, епископ (1912). С 1911 профессор, в 1912 ректор Казанской Духовной академии. С 1913 ректор Петербургской Духовной академии. См.: Татарская энциклопедия. Т.I.-Казань. 2002.-С. 103. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 25.

56 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863-1936), религиозный деятель, богослов. Ректор Московской (1890-1895) и Казанской (1895-1900) Духовных академий. С 1920 в эмиграции, руководитель Русской синодальной зарубежной церкви. (1921-1936). Труды по проблемам христианского мировоззрения. См.: Татарская энциклопедия. Т.I.- Казань. 2002.- С. 159. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 36.

57 Андрей (князь Ухтомский Александр Алексеевич) (1872-1944), религиозный деятель, миссионер. С 1899 наблюдатель Казанских миссионерских курсов, в 1907-1911 викарный епископ Мамадышский, руководитель миссионерских приходов в Казанской епархии. Инициатор издания журналов “Сотрудник Братства Св.Гурия” и “Инородческое обозрение”. С 1913 епископ Уфимский и Мензелинский. В 1925 примкнул к старообрядцам. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. См.: Татарская энциклопедия. Т.I.- Казань. 2002.- С. 151. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999.- С. 34. Являлся настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. См.: Журавский А.В.

Во имя правды и достоинства церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского.- М. 2004.- С. 619.

58 Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского.- СПб. 1910.- С. 456. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев.- М. 1997.- С. 316 - 317.

59 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков).- Казань. 1998.- С. 14. А за четыре дня до этого, 12 июля 1897 г., протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский служил литургию в Крестовоздвиженской церкви с. Васильево, где он находился по приглашению профессора Казанской Духовной академии Николая Ивановича Ивановского. См. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков).- Казань. 1998.- С. 159. Матяшина Е. Воспоминаниям угаснуть не дано... //Казань.-2002.- № 10.- С. 67.

60 В исторической литературе наблюдаются разночтения по поводу даты его смерти: “после 1930 года” (Татарский энциклопедический словарь. -Казань. 1999. -С. 681.) или “после 1931 года” (Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков.- Казань. 1998.- С. 14). Мы же в большем степени доверяем информации, которая сохранилась в семье внучки профессора КазДА И.М.Покровского О.В. Троепольской. Поиски справки о смерти Яблокова А.П., предпринятые нами в архиве отдела ЗАГС администрации Вахитовского района г. Казани, успехами пока не увенчались.

61 Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк). - Казань. 1907.

62 А.С. Пушкин посетил храм 7 сентября 1833 г., во время своего пребывания в Казани, когда он собирал документальные материалы и свидетельства очевидцев о пугачевском восстании, работая над рукописью «История пугачевского бунта». См.: Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города.- Казань. 1895.- С. 268.

63 Федор Шаляпин пел в архиерейском хоре в кафедральном соборе, в частности, 5 и 6 апреля 1885 г. См.: Гольцман С.В. Ф.И.Шаляпин в Казани.- Казань. 2002.- С. 64.

64 Кафедральный собор во время своего пребывания в Казани посещали также император Павел I, его сыновья великие князья Александр Павлович и Константин Павлович (24 мая 1798), великий князь Михаил Павлович (26 августа 1817), император Николай I (20 августа 1836), император Александр II (20 июня 1837 и 27 августа 1871), сын Александра II, великий князь Николай Александрович (16 августа 1861, 9 июля 1863), сын Александра II, великий князь Алексей Александрович (19 мая 1868), император Александр III (22 августа 1866, 27 августа 1871). См.: Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города.- Казань. 1895.- С. 235-261.

65 Известия по Казанской епархии за 1910 год.- Казань. 1910.- С. 796.

66 НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 26, л. 25.

67 Галактионов Алексей Петрович (1886-1922), партийный деятель. В 1917 секретарь Самарского губкома РСДРП(б), затем председатель Самарского губисполкома. В 1921 председатель исполкома Казанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, одновременно - заместитель председателя СНК ТАССР. С 1922 1-й секретарь обкома РКП(б). Погиб в авиационной катастрофе. Татарский энциклопедический словарь.- Казань. 1999. -С. 133.

68 НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 304, л. 23.

69 НА РТ, ф. 3682, оп. 7, д. 334, л. 19.

70 Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918-й. -М. 1996.- С. 46.

71 Горохова Л.В. Архивное дело в Татарстане (1940-2001 г.). -Казань.: Изд-во Гасыр, 2003.- С. 71.