Коллекция материалов протоиерея Е.А. Малова

в фондах Национального музея Республики Татарстан

 

Е.И. Карташева

 

Евфимий Александрович Малов (1835 – 1918) в истории Казани и Казанской епархии известен как крупный церковный деятель, священнослужитель, ученый и миссионер. Родился он 20 января 1835 года в селе Теренга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье дьячка; воспитывался у старшего брата, священника о. Никифора Малова.

В Симбирске Евфимий Малов получил образование в духовном училище и семинарии; в 1858 году поступил в Казанскую Духовную академию (далее – КДА) и окончил ее в 1862 году. С этого времени и до конца дней жизнь Евфимия Александровича была связана с Казанью.

По окончании КДА Малов получил назначение в Казанскую Духовную семинарию (далее КДС) помощником ректора на профессорскую должность, но уже в 1863 году был переведен в академию, где прослужил несколько десятилетий. В 1868 году Малов занял должность экстраординарного профессора КДА, в 1870-1884 годах являлся заведующим кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии. Среди его учебных курсов были татарский язык, история и этнография тюркских и финно-угорских народов Поволжья.

С 1860-х годов Малов начал заниматься проповеднической деятельностью и исследовательской работой по этому направлению, о чем свидетельствовала уже тема магистерской диссертации – «История мусульманства в России» (1862). С 1880-х годов он руководил частным миссионерским приютом, преподавал на миссионерских курсах.

Не покидая КДА, в 1869 году Малов принял сан священника и был назначен служить в Богоявленскую церковь на Большой Проломной улице. В 1880-м был возведен в сан протоиерея и стал настоятелем кафедрального Благовещенского собора. В следующем году ему были присвоены степень доктора богословия и звание заслуженного профессора.

За свою многолетнюю службу Малов удостоился высоких наград – орденов св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени. Имел серебряную медаль в память о Русско-турецкой войне 1881-1884 годов, а также знак Красного Креста за участие в сборе денег на нужды больных и раненых воинов. Особо были отмечены заслуги о. Евфимия как священнослужителя: в 1869 году он получил почетное право носить скуфью, в 1897-м – митру. В 1912 году было торжественно отмечено 50-летие служения Е.А. Малова Церкви, обществу и науке.

Он опубликовал значительное число работ по богословию (в области миссионерства), церковной истории, тюркологии, этнографии татарского народа. До сих пор не утратил своего краеведческого значения труд «Историческое описание церквей г. Казани».

Исследовательские и собирательские интересы привели Евфимия Александровича в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, членом-сотрудником которого он стал в 1884 году. Он обладал собранием рукописных документов XVII-XIX вв., относящихся к истории Казанского края и епархии. Часть материалов была им опубликована в издании «Древние грамоты и разные документы (материалы для истории Казанской епархии), собранные протоиреем Евфимием Маловым» (Казань, 1902). Эту коллекцию выделил К.В. Харлампович в своем обзоре местного наследия церковных древностей[1]. У Малова также была библиотека, преимущественно включавшая литературу по миссиологии, богословию, авторские сочинения владельца.

Семейная жизнь Евфимия Александровича отражает типичную для духовного сословия «модель». Он женился в 1867 году, незадолго до принятия иерейского сана, на дочери священника Антонине Александровне Боголюбовой (1850? – 1933). Жили Маловы, как и многие другие семьи преподавателей КДА, в Академической слободе. Деревянный дом на улице Академической (ныне – Вишневского) был куплен в 1880 году за 1500 рублей у вдовы Дмитриевой, три года спустя был надстроен второй этаж.

Священническая семья была традиционно большой – у Маловых родилось 12 детей, из которых четверо (Евдокия, Екатерина, Валентин, Андрей) умерли в младенческие и детские годы. Остальные восемь росли в теплой и высоконравственной атмосфере родительского дома, с юных лет приобщались к образованию и общественно-полезным делам, в том числе и совместным. Следует отметить, что социально-культурная принадлежность к своему исконному сословию была сохранена Маловыми и после получения дворянства (по выслуге).

Пять дочерей Мария, Лидия, Антонина, Ольга, Наталья – получили гимназическое образование, весьма успешно окончили казанскую Мариинскую гимназию и педагогический класс по подготовке домашних наставниц.

Две дочери стали женами священников и уехали из Казани: Лидия (1877 – ?) вышла замуж за о. Александра Парийского, жила в Уфе, имела пятерых детей; Антонина (1878 – 1929) вышла за о. Александра Воскресенского; с момента замужества (1898) до 1918 года жила в Павловске под Петербургом, стала матерью двенадцати детей, двое из них умерли в раннем возрасте.

Другие три дочери посвятили себя педагогической деятельности, трудились на поприще образования глухонемых детей. Это было важное общее дело жизни семьи Маловых.

Мария (1871 – 1938), самая старшая из детей, по окончании гимназии (с золотой медалью) и педагогического класса в 1889-1891 годах работала в Казанском училище глухонемых (1889-1891), затем была преподавателем и организатором подобных же учебных заведений в Москве, Туле, Симбирске, Уфе, Саратове (1892-1905). С 1905 года и до последних дней жизни вновь работала в казанском училище, имела почетные звания.

Ольга (1882 – 1967) кроме гимназии окончила педагогические курсы для учителей глухонемых детей в Петербурге (1908). После этого постоянно жила в Казани, до выхода на пенсию работала в училище глухонемых детей, также была логопедом в школе, выступала переводчиком-экспертом в суде при разборе дел, касающихся глухонемых. Замуж она не выходила. По семейным воспоминаниям, взаимное чувство связывало ее с двоюродным братом Сергеем Казанским, но брак не был разрешен Синодом из-за близкого родства, и оба остались одинокими.

Наталья (1887 – 1970) в полуторагодовалом возрасте получила травму по недосмотру няни и осталась горбатой. Как и сестры, она имела успехи в учебе (золотую медаль в гимназии), в 1910-1916 годах была слушательницей историко-филологического факультета Казанских высших женских курсов. В 1928-1930 гг. окончила курсы иностранных языков. Работала домашней учительницей и секретарем в конторе по сооружению Государственной спичечной фабрики «Орион» (до 1924 года), затем преподавала в училище глухонемых (1924-1934), более двадцати лет являлась секретарем школы № 15 (1934-1955). Замуж не выходила.

По-разному сложились судьбы троих сыновей Малова – Ивана, Михаила, Сергея (Сергия).

Иван (1874 – после 1907) окончил КДС, начал служить в церкви, из-за личной драмы принял монашеский постриг с именем Иоанникий. Через несколько лет попал в больницу для душевнобольных и там умер.

Молодым умер и Михаил (1883 – 1908). Он получил гимназическое образование в Казани, затем окончил Тверское кавалерийское училище, служил в армии, женат не был.

Самым известным из детей Малова стал средний сын – Сергей Евфимиевич Малов (1880 – 1957), крупный ученый-тюрколог, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор научных трудов по языкознанию, памятникам древнетюркской письменности, фольклору и этнографии тюркских народностей. Сергей окончил КДС, затем КДА (1900-1904), получил степень кандидата богословия. Евфимий Александрович видел в сыне своего преемника, но тот избрал иной путь – поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, окончил его в 1909 году. Уже в годы учебы и в последующий период Сергей Малов немало времени провел в научных историко-лингвистических и этнографических экспедициях по Средней и Восточной Азии, Китаю и другим отдаленным местам. Уход одаренного сына в светскую науку был тяжело пережит Евфимием Александровичем.

Тем не менее, Сергей не порывал связей с Казанью и семьей. Здесь он женился на Антонине Михайловне Соловьевой, у них родился сын; здесь (возможно, в родительском доме) были прожиты переломные революционные и первые послереволюционные годы. В этот период Сергей Малов преподавал в университете, Восточном педагогическом институте и других учебных заведениях Казани. В 1920-х годах он уехал в Среднюю Азию, затем обосновался с семьей в Ленинграде, работал на кафедре востоковедения Ленинградского университета. Сын С.Е. Малова Игорь (1914 – 1942) – единственный потомок Е.А. Малова по мужской линии – погиб, воюя добровольцем в составе Ленинградского народного ополчения.

В Национальном музее РТ находится часть личного архива Е.А. Малова, книги из его библиотеки, коллекционные предметы, документы членов семьи (в целом более 200 ед. хр.). Хронологические рамки биографического (личного и семейного) наследия охватывают период с середины XIX по середину XX века.

По происхождению это три комплекса поступлений. В сентябре 1971 года было сделано коллекционное приобретение у А.М. Маловой, жены С.Е. Малова, проживавшей в Ленинграде, и жительницы Казани М.А. Воскресенской, внучки Е.А. Малова по линии дочери Антонины. В качестве сопроводительных материалов также были переданы ценные информационно-биографические справки о Малове и его детях, вырезки с газетными публикациями.

В 1995 году несколько документов и книг поступили в музей от М.А. Войчук, живущей в Курске правнучки Е.А. Малова, также со стороны А.Е. Воскресенской (Маловой). В 2000 году М.А. Войчук передала в дар значительное количество материалов, связанных с Маловым и его семьей.

Почти все материалы, хранящиеся в отделе документальных источников, составляют коллекцию Е.А. Малова; некоторые находятся в книжном, фотографическом и этнографическом фондах.

Коллекция не представляет собою целостного личного и тем более, семейного архива, однако обладает несомненной биографической ценностью и более общим культурно-историческим значением. Это единственная в фондах НМ РТ коллекция, раскрывающая жизнь и быт духовного сословия.

Охарактеризуем состав и содержание этого наследия.

 

1. Фотографические материалы – значительный по объему блок источников. Большинство снимков сделаны профессиональными фотографами и фотографическими заведениями Казани (Вяткиной, Локке, Бебина, Фельзера, Шумилова и др.), оформлены на паспарту, отличаются хорошей сохранностью.

 

Личные и семейные фотографии (портретные, групповые)

На снимках запечатлены сам Евфимий Александрович, его жена, дети, внуки, родственники. Фотографии не только являются биографическими документами, но и содержат информацию семантического характера, относящуюся к истории повседневности, семейной культуре духовного сословия.

В этом контексте особое внимание привлекают две групповые фотографии, имеющие между собою органичную смысловую связь. Она становится понятной из содержания снимков и сопроводительных надписей, сделанных кем-то из членов семьи. На первой фотографии среди других лиц видим Е.А. Малова и его будущую супругу Антонину, очевидно, что она была сделана незадолго до свадьбы. Второй снимок – спустя полвека, в 1917 году, в саду дома Маловых, в день золотой свадьбы супругов. Фото производит сильное впечатление: почтенная семейная пара окружена детьми и близкими родственниками из семей Воскресенских, Казанских, Соловьевых, Боголюбовых; всего запечатлены двадцать семь человек, представлены три поколения семьи, включая маленьких внуков.

Комплекс фотографий небольшого («визитного») формата – портретные снимки детей Маловых в юные годы (1890-1900), среди них Ольга, Сергей, Антонина и Наташа, Наташа с няней (редкое по сюжету фото) и др.

Среди портретных фотографий есть две, не относящиеся, по-видимому, к родственным связям Маловых. На одной – чебоксарский городской голова Андрей Петрович Астраханцев (1900), на второй, сделанной в Калуге, – солдат с ружьем в полной амуниции. Изображенный человек, вероятно, был важен для Е.А. Малова, о чем свидетельствует надпись на паспарту: «Июля 6 дня получил эту карточку лично от Павла Терентьевича Куликова. Протоиерей Евфимий Малов».

 

Фотографии, связанные со службой Е.А. Малова в КДА и с преподаванием на миссионерских курсах

Это крупноформатные фотографии одного из выпусков КДА (1878-1882), трех выпусков миссионерских курсов – VIII (1895-1897), IX (1897-1899), X (1898-1900), съезда миссионеров Казанской епархии (1903). Выпускные снимки типичны по сюжету и композиции, на них запечатлены преподаватели и студенты. На фото VIII-го выпуска курсов дарственная надпись: «Дорогому профессору отцу протоиерею Евфимию Александровичу Малову от признательных слушателей миссионерских курсов» (с их подписями). В этот же комплекс входит фотографический альбом XIV курса КДА (1900 – 1904).

 

Фотографии видовые

К данной группе относятся фотографии церквей Казани (Смоленско-Варламовской (вид сверху со стороны Булака), Екатерининской, Боголюбской, Грузинской, Никольской на Пороховом заводе), некоторых зданий (психиатрической больницы, Ложкинской богадельни), галеры «Тверь», а также ряд других видов, не относящихся к Казани.

Замечательна фотография с заглавием «Встреча Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Семиезерской, называемой Смоленскою, в городе Казани 27 числа месяца июня». Снимок представляет собою композицию, сделанную казанским фотографом К.Т. Софоновым по собственному рисунку в 1882 году. Лица на первом плане (представители казанских властей, священнослужители) имеют портретную узнаваемость. На обороте паспарту дарственная надпись: «На память! Достопочтеннейшему Батюшку Отцу (так в оригинале – Е.К.) Ефимию Александровичу Малову от крестьянина Владимирской губернии Вязниковского уезду села Палеха Константина Трифоновича Софонова 22 марта 1882 года. г. Казань», здесь же штамп: «Фотография К.Т. Софонова в д. Волгина на Проломной улице в Казани».

 

2. Биографические документы – второй обширный комплекс материалов.

 

2.1. Документы официального характера

 

Документы, характеризующие гражданское состояние

Этих документов немного, но они относятся к важнейшим событиям жизни Е.А. Малова: расписка Симбирской Духовной консистории о высылке сведений о рождении воспитанников Симбирской Духовной семинарии К. Никольского и Е. Малова (1858); свидетельство из Казанской Духовной консистории (1884) о бракосочетании в июле 1867 года бакалавра КДА Е.А. Малова и А.А. Боголюбовой, дочери священника с. Бетьки Лаишевского уезда Казанской губернии; прошение протоиерея Богоявленской церкви Е.А. Малова в Казанскую Духовную консисторию о выдаче формулярного списка, метрических свидетельств о рождении и крещении детей; грамота о вписании Е.А. Малова с женою и детьми в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии (1885), свидетельство о внесении А.А. Маловой в Казанскую родословную дворянскую книгу.

 

Документы, касающиеся служебной деятельности Е.А. Малова

В этой группе наиболее репрезентативны документы, содержащие подробные сведения о службе Малова: записка правления КДА на имя архиепископа Антония в связи с представлением о. Е.А. Малова, настоятеля Богоявленской церкви, профессора КДА, за его заслуги на «украшение скуфьей» с приложением формулярного списка (1869); послужной список протоиерея Казанского кафедрального собора о. Е.А. Малова за 1898 год.

Разрозненные документы 1880-х годов связаны с частным казанским миссионерским приютом, руководителем которого был Малов. В основном это материалы по хозяйственной деятельности, деловые послания (например, связанные с получением книг). Интересна характеристика, данная Е.А. Маловым одному из воспитанников приюта – Никите Ефимову, крестьянину-чувашину из Ядринского уезда Казанской губернии. По содержанию к этим материалам близко письмо ректора КДС Е.А. Малову о назначении его членом комиссии по преподаванию миссионерских предметов.

Несколько документов относятся к периоду службы Малова в Богоявленской церкви и Благовещенском соборе, среди них есть и копийные («Ведомости церкви Богоявления Господня» за 1882, 1890 гг.).

 

Документы, касающиеся общественной деятельности Е.А. Малова

Эти материалы немногочисленны, наиболее значимый документ – уведомление Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете об избрании Е.А. Малова членом-сотрудником 2 апреля 1884 года на официальном бланке Общества с подписью председателя С.М. Шпилевского.

 

2.2. Документы личного характера

 

Личная (семейная) переписка 1870 – 1900-х гг.

Довольно большая по количеству материалов группа источников включает письма (подлинники и копии), адресованные Е.А. Малову и членам его семьи. Из посланий, обращенных к самому Евфимию Александровичу, привлекает внимание трогательная записка, относящаяся к окружению Маловых и свидетельствующая о душевной атмосфере общения: «Ваше Высокоблагословение, многоуважаемый отец Евфимий. Покорнейше Вас просим сегодня вечером к нам откушать чаю с матушкой Антониной Александровной. Всегда готовый к услугам Вашим, Ваш покорный слуга, Елисей Иванович Кудряшев. г. Казань, 1887 (года) Декабря 30 дня».

 

Отдельные семейные документы: счет Е.А. Малова за установку памятника на могиле тестя А. Боголюбова на Арском кладбище, рядом с церковью (копия) и др.

 

2.3. Документ, не относящийся к Е.А. Малову: благодарственный адрес П.В. Щетинкину – почетному блюстителю по хозяйственной части Казанского женского училища духовного ведомства – по поводу обновления училищного храма (1893).

 

3. Материалы из коллекции и библиотеки Е.А. Малова

 

3.1. Книжная часть

 

Это в основном издания сочинений самого Малова, в том числе: «Приходы старокрещеных и новокрещеных татар в Казанской епархии» (М., 1866); «Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Разговоры протоиерея Е. Малова с ученым муллою» (Казань, 1885); второй выпуск «Исторического описания церквей г. Казани» (Казань, 1894) с подписью: «Из библиотеки иеромонаха Спасо-Преображенского монастыря Иоанникия. 20 марта 1907»; «Святой мученик Авраамий Болгарский» (на двух языках: русский текст Е.А. Малова, перевод на татарский – П.Н. Ахмерова), «О крещеных татарах (из миссионерского дневника)» (Казань, 1897), «О превосходстве Моисея перед всеми пророками (библейско-экзегетическое исследование против евреев Е. Малова)» (Казань, 1895-1901).

О миссионерской деятельности Малова свидетельствуют переводные издания священных книг – Псалтирь на церковнославянском и татарском языках (Казань, 1893, выпуск Православного Миссионерского общества), Евангелие на татарском языке (Казань, 1898)

Также представлены книги различных авторов, сборники церковно-исторической тематики, справочные издания: «Описание Цивильского Богородицкого общежительного женского монастыря» (Казань, 1887), «Житие св. Германа» (Казань, 1894), «Изображение Мессии в Псалтири (экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида Никанора, епископа Орловского и Севского)» (Казань, 1901), «Высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский» (Казань, 1908, издание Братства во имя Пресвятой Богородицы при Казанском кафедральном соборе и Церковного историко-археологического общества Казанской епархии), «Памятная книжка Казанской Духовной семинарии» (Казань, 1909), журнал «Деятель» Казанского общества трезвости (1916, № 12) и др.

Конечно, указанные разрозненные издания не дают представления о библиотеке Малова, однако чувствуется, что за многими из них стоят связи с коллегами, близкими по духу и устремлениям людьми, какие-то события. На некоторых книгах есть владельческие штампы с надписью «Протоиерей Евфимий Александрович Малов».

 

3.2. Коллекционные материалы (единичные)

 

В этом небольшом и неоднородном комплексе, который мы называем коллекционным с большой мерой условности, особое место занимает церковно-историческая реликвия – антиминс из храма Живоначальной Троицы, освященный казанским епископом Лукой Конашевичем в 1738 году.

Также представлены несколько литографированных лубков народно-религиозной тематики (птицы Алконост и Сирин, видение пророка Даниила и др.), настенные листы и таблицы с текстами и изображениями: «Архипастыри Казанской епархии с покорения Русской державе Казанского царства. Викарии Казанской епархии с учреждения в Казани кафедры викарного архиерея» (Казань, 1899), «Наставления братиям, живущим в общежитиях (извлечение из Добротолюбия)» (Казань, 1878), «Сказание о лестовке, или вервице, по Уставу», «Изъяснение для православных христиан о кадиле» и др.; картографические материалы (литографированные): «План осады Казани в 1552 году», карта народонаселения Люблинской губернии по исповеданиям и племенам; церковно-историческая карта распространения христианства в Европе в IVXIV веках; современные Малову карты сообщений Европейской России, Казанской губернии.

Уже упоминалось, что в составе биографической коллекции, находящейся в фондах НМ РТ, присутствует комплекс документальных материалов дореволюционного и советского времени (до 1960-х годов), относящихся к членам семьи Малова – жене, дочерям Марии, Ольге, Наталье. Многие фотографии и документы связаны с Казанским училищем глухонемых (затем – Институт глухонемых детей им. Е.Г. Ласточкиной). Обращает на себя внимание экземпляр «Очерка развития Общества призрения и образования глухонемых детей и содержимого им Казанского училища глухонемых за 25 лет (1887 – 1912)», подаренный О.Е. Маловой составителем 17 октября 1912 года. Есть также документ о дарении еще одного экземпляра правлением Общества его члену Антонине Александровне Маловой. К семейной части коллекции относится единственное вещевое поступление – салфетка, вышитая Натальей Маловой в 1902 году.

Евфимий Александрович Малов, скончавшийся в преклонном возрасте 25 февраля 1918 года, покоится на казанском Арском кладбище, рядом – могилы жены, дочерей Марии, Ольги, а также Соловьевых – родителей А.М. Маловой (жены С.Е. Малова).

 


 

[1]Харлампович К.В. Об изучении церковных древностей Казанского края // Известия ОАИЭ. – Казань, 1909. Т. 25. Вып. 5. – С. 42.