Православное просвещение глухих в Казанской епархии

Есть в нашем городе школа, в которой обучаются дети с нарушениями слуха. Официальное название этой школы - школа-интернат № 6 для глухих детей города Казани, а в кругу сотрудников бывших и настоящих, выпускников и учеников называют эту школу «школой Ласточкиной» или «Ласточкиным гнездом».

Школа была основана в 1886 году на средства казанского купца II гильдии Ивана Яковлевича Павловского. Сложилось так, что у Ивана Яковлевича родились дети - мальчик и девочка, и оба глухие, или глухонемые, как говорили в то время. Сына он отправил учиться в Санкт-Петербург, в Императорское училище глухонемых. Когда настало время обучать грамоте дочь, отцовское сердце не позволило отправить ее в северную столицу. Тогда Иван Яковлевич решил открыть в Казани училище для глухонемых, где могли бы обучаться не только его родные дети, но и другие дети, лишенные слуха.

Вскоре после открытия в училище в качестве преподавателя была приглашена Елизавета Гурьевна Ласточкина, которая проработала в этой школе 76 лет, посвятив себя делу обучения детей с нарушениями слуха. Покоится "баба Лиза" на Арском кладбище справа от алтаря храма Ярославских чудотворцев, в могиле своего деда протоиерея Гурия Ласточкина.

Большой вклад в становление Казанского училища глухонемых внесло духовенство Казанской епархии. Это были и личные пожертвования священнослужителей, и сборы в пользу училища, но самое главное - это духовное окормление и просвещение глухих детей в духе Православия. В дореволюционный период законоучителями Казанского училища глухонемых были священнослужители Казанской епархии, а также преподаватели Казанской духовной академии. Посещали училище и правящие архиереи того времени.

В Советское безбожное время добрые отношения между Казанской епархией и Казанским училищем глухонемых были прерваны.

Но шло время, менялась ситуация в стране, обществе. В 90-е годы прошлого столетия потянулись в Россию проповедники разных толков и направлений, «неся слово Божие» российским гражданам. Особо активная проповедь была развернута среди людей с различными нарушениями в развитии, в том числе и среди глухих. В 1997 году проповедники секты «Свидетели Иеговы» буквально атаковали школу-интернат № 6 для глухих детей города Казани. В число адептов этой секты попало довольно большое число учащихся. Чтобы противостоять этому влиянию и реабилитировать детей, по инициативе администрации школы в лице директора Владислава Николаевича Лапшина, с согласия родителей, по решению совета школы были организованы беседы по «Основам православия». В качестве преподавателя с благословения Высокопреосвященнейшего Анастасия, Архиепископа Казанского и Татарстанского, пригласили священника Иоанна Барсукова (Никольский собор). Отец Иоанн проработал в школе один год, положив начало всей дальнейшей работе. Впоследствии были попытки организовать группы по изучению «Основ православия» при воскресной школе прихода преподобного Серафима Саровского, но это оказалось несколько проблематичным. Трудность заключалась в том, что глухой или слабослышащий ребенок, обучаясь в школе-интернате полный учебный день, не может по воскресным дням ехать в воскресную школу на другой конец города, так как общение с семьей - тоже очень важный момент в его жизни.

Поэтому с 2002 года было решено вновь открыть факультативный курс «История религий, (основы православия)» при школе-интернате. Обучение продолжается и по сегодняшний день.

За эти годы при поддержке руководителя отдела образования и катехизации Казанской епархии иерея Дмитрия Салкова были разработаны и изданы комплекты рабочих тетрадей, по вышеуказанному курсу специально адаптированных для восприятия глухими детьми, так как любая "Детская Библия" очень трудна для восприятия ребенка с нарушениями слуха. Все методические пособия и программы составлены в соответствии с примерным содержанием курса «Православная культура» (приложение к Письму министерства РФ органам управления образования субъектов РФ от 22.10.2002г. № 14-52-876 ин /16) по второй образовательной линии.

Что касается методики преподавания, то религиозно-культурологические дисциплины ведутся с применением общепедагогических методов, в частности, метода развивающего обучения. Если не делать этого, а ориентироваться на дореволюционный опыт преподавания «Закона Божия», то может случиться, что уроки «Основ православия» в методическом плане будут более слабыми, чем уроки общеобразовательных дисциплин, и менее привлекательными для детей, так как в годы Советской власти система религиозного образования была разрушена и методически не развивалась, в то время как в общепедагогической практике появились новые методы обучения, направленные на то что бы сделать восприятие учебного материала ребенком более легким, а урок - интересным и эффективным. Об этой проблеме говорилось и на последних Рождественских чтениях, прошедших в январе - феврале текущего года в Москве, кроме того, там были представлены некоторые результаты работы в данном направлении.

Кроме занятий по факультативному курсу, в школе организуются различные внеклассные тематические мероприятия, конкурсы рисунков, к праздникам Рождества Христова и Пасхи ставятся спектакли православной тематики, на этих спектаклях по сложившейся доброй традиции присутствует Высокопреосвященнейший Анастасий, Архиепископ Казанский и Татарстанский.

Но, кроме детей, есть еще и взрослые глухие, которые когда-то тоже обучались в этой школе.

В мире глухих слово «одноклассник» или даже «однокашник» (с кем ты ходил в одну школу) имеет особо важное значение. Неважно, был ли один в первом классе, а другой выпускником. Их объединяла одна школа глухих, одни учителя, одни переживания и воспоминания. Оканчивая школу; выпускники еще несколько лет приходят на все общешкольные мероприятия, а на день рождения школы, который празднуется ежегодно 20 января, приходят выпускники разных годов выпуска - это и 80-летние бабушки и дедушки, и 20-летние девушки и парни. Их объединяет одна школа Ласточкиной.

Поэтому, когда 17 мая 2003 года была отслужена первая в послереволюционный период Божественная Литургия с сурдопереводом, то, конечно же, были приглашены не только учащиеся школы, но и ее выпускники. Богослужение было проведено в храме святой великомученицы Варвары г. Казани. Этот день можно считать днем образования Казанского православного центра глухих. Один раз в неделю в одном из храмов города совершается богослужение с сурдопереводом, проводятся занятия в воскресной школе, регулярно принимается участие в архиерейских богослужениях, совершаются паломничества по храмам города, епархии и России, Несколько раз ездили в Свято - Троице – Серафимо - Дивеевский монастырь, участвовали в богослужении, причащались Святых Христовых Таин, окунались в святые источники.

Самая большая проблема на сегодняшний день для Казанского православного центра глухих - это отсутствие священника, владеющего жестовой речью, ведь взять на себя крест служения глухим людям по силам не каждому человеку. Не просто быть сурдопереводчиком, а переводить на язык жестов богослужения тяжелее во много раз.

Совершенно ясно, что не каждый светский сурдопереводчик может встать на церковный амвон и переводить богослужение или проповедь священника, так как в отличие от светских переводчиков жестового языка церковный переводчик должен, кроме элементарных навыков жестовой речи, обладать еще и специальными знаниями и качествами, необходимыми для церковного служения.

Каким же требованиям должен соответствовать православный сурдопереводчик?

Миссия церковного сурдопереводчика гораздо шире, чем просто обязанность выполнять механический перевод богослужебных текстов на жестовый язык. К слову сказать, иногда встречающийся буквальный, дословный перевод, осуществляемый без учета особенностей конструкций предложения и смыслового содержания, зачастую в корне искажает догматический смысл и содержание богослужебных текстов. Поэтому церковный переводчик обязан хорошо разбираться в богослужении, знать Священную Историю Ветхого и Нового Заветов, в необходимых пределах понимать церковнославянский язык. Но в первую очередь для успешного служения в Церкви сурдопереводчик должен иметь на этого особое призвание, которое является важнейшим залогом для плодотворного его совершения.

Но, тем не менее, работа продолжается, и некоторым результатом работы стало проведение в марте месяце текущего года научно-практической конференции «Роль религиозного просвещения в духовно-нравственном воспитании неслышащего человека».

В работе этой конференции приняли участие представители десяти городов России и государств СНГ из Волгограда, Киева, Коломны, Львова, Москвы, Минска, Новосибирска, Пензы, Санкт-Петербурга, Томска.

Для Казанского православного центра глухих это был настоящий праздник. Люди смогли встретиться не только с православными друзьями, но с теми, кого волнует та же проблема: православное просвещение людей с нарушениями слуха.

Конференция работала три дня. Первый день ее работы был посвящен проблеме преподавания «Основ православия» в школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей. Организаторы, Казанский православный центр глухих, показали гостям внеклассное мероприятие (конкуре знатоков сказания о Казанской иконе Божией Матери), открытый урок, провели мастер-класс по методике преподавания факультативного курса «История религий (Основы православия)».

Гости поделились опытом своей работы. Священник Георгий Муравлев рассказал о проведении занятий по Основам православия в детском саду для глухих и слабослышащих детей

в городе Коломне. Екатерина Дятлова поделилась опытом организации праздника Пасхи для глухой молодежи в городе Киеве, в котором приняло участие около 300 человек. Студент 4-го курса пастырского отделения Томской Православной Духовной семинарии Евгений Морозов сообщил о том, что в их городе также началась работа в школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей.

Второй день работы конференции начался с Божественной Литургии с сурдопереводом в нижнем храме Петропавловского собора г. Казани. Совершил богослужение протоиерей Алексий Климов (г. Минск), сослужил ему и принимал исповедь у глухих прихожан иерей Георгий Муравлев (г. Коломна). Оба эти священника владеют жестовой речью. Отец Алексий - духовник минской общины глухих, которая существует уже шесть лет, отец Георгий занимается глухими всего два года, но за этот короткий срок он уже выучил чинопоследование Божественной Литургии на языке жестов и также является духовником Коломенской общины глухих. Помогали священникам восемь сурдопереводчиков - гости и организаторы конференции.

После Литургии организаторы познакомили наших гостей со святынями православной Казани, посетив Иоанно - Предтеченский мужской монастырь, Крестовоздвиженский собор, Благовещенский собор Казанского Кремля, храм Ярославских чудотворцев, а также Казанскую Духовную семинарию. Кроме того, посетили могилку Е.Г. Ласточкиной на Арском кладбище, где пропели ей вечную память.

На третий день работала секция, посвященная православному просвещению взрослого неслышащего человека. Представители общин выступили с докладами, в которых поделились опытом своего служения глухим людям, а также рассказали свои достижениях и проблемах. Во второй половине дня смотрели фильмы с титрами и сурдопереводом. Обсуждалось: насколько должен быть адаптированным текст титров по сравнению с оригиналом, что лучше воспринимается глухими - титры или сурдоперевод, понятен ли русскоговорящим глухим сурдоперевод, если при этом сурдопереводчик артикулирует на украинском языке? Это очень важные проблемы, так как человек, лишенный слуха, воспринимает всю информацию зрительно, а значит, фильмы с тирами или сурдопереводом (так называемые наглядно-визуальные средства обучения) являются приоритетными. Отрадно отметить то, что в настоящее время появились студии, которые пытаются решить эту проблему. Очень активно работает в этом направлении Православная телестудия «Глас» Украинской Православной Церкви, Отдел образования и катехизации Казанской епархии, Православный Центр Глухих «Слово» (Санкт-Петербург). Самое активное участие в работе этой секции и конференции в целом приняли глухие прихожане Казанского православного центра глухих.

Перед отъездом гости и организаторы вместе совершили паломническую поездку в красивейший монастырь нашей епархии - Раифский Богородицкий. На этом конференция завершила свою работу. Гости разъехались по своим городам, высказав организаторам слова благодарности и надежды, что обмен опытом и взаимное духовное обогащение придаст новый импульс миссионерскому служению среди глухих и слабослышащих.

И они не ошиблись: в ближайшие месяцы мы снова встретимся, но уже в другом городе. Участникам конференции было зачитано Обращение от Синодального отдела по делам молодежи с предложением «принять участие в формировании Координационного Совета по взаимодействию православных приходов, государственных учреждений и общественных организаций для организации эффективной духовно-просветительской работы с глухими на канонической территории РПЦ». Всех очень вдохновило и обрадовало, что о проблеме глухих людей услышали и пытаются помочь. В настоящее время Казанский православный центр глухих активно помогает в работе над уставными документами и надеется, что Казанский опыт просвещения глухих не будет напрасным и появится возможность не только самим более плодотворно и организованно работать, но и быстрее и эффективнее помогать тем, кто захочет встать на путь служения людям с нарушениями слуха.

Ирина Николаевна Спиридонова,
учитель I категории, сурдопедагог
школы-интерната № 6 для глухих
детей города Казани;
сурдопереводчик и преподаватель
воскресной школы
Казанского православного центра
глухих.
 
Вести
 
В праздник Благовещения
архиепископ Анастасий возглавил
богослужение в Благовещенском
соборе Казанского кремля

Сегодня, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий в сослужении городского духовенства совершил Божественную Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения правящий архиерей поздравил настоятеля собора и всех пришедших в этот день в храм с престольным праздником древней святыни Казанского края - кремлевского собора. В своем слове архипастырь рассказал о событии Благовещения Пресвятой Девы Марии, положившем начало исполнения обетований о спасении рода человеческого.

Официальный сайт Казанской Духовной Семинарии