Полтора века “Православному собеседнику”

Среди грандиозных событий и юбилеев этого года – 450-летие Казанской епархии, приезд патриарха, прибытие чтимого списка Казанской иконы Божией Матери – совсем незамеченной оказалась одна дата. А именно, в мае 2005 г. исполнилось ровно 150 лет с момента выхода в свет первого номера одного из старейших духовных журналов России и первого печатного академического издания Казани – «Православного собеседника».

 

На протяжении более чем 60 лет он являлся главным печатным органом Казанской духовной академии. Открытый в 1855 г. архиепископом Григорием (Постниковым) специально как противораскольнический журнал, он сразу же стал изданием, выражающим интересы всей преподавательской корпорации. В нем публиковались статьи, исследования, переводы богослужебных и канонических текстов, как маститых профессоров, так и дипломные работы выпускников академии.

 

Главной особенностью «Православного собеседника», отличавшей его от других академических журналов России XIX века, было его стремление всегда обсуждать проблемы церковно-общественной жизни с точки зрения современности, с позиции трезвого и свежего взгляда. Такие разные по темпераменту и стилю управления ректоры духовной академии, как архимандриты Иоанн (Соколов) и Никанор (Бровкович),  стремились к одному и тому же: приблизить сугубо научный академический журнал к проблемам и интересам современности.

 

При этом «Православный собеседник» продолжал оставаться академическим изданием самого высокого уровня. Чего стоит только опыт археографической публикации памятников древнерусской книжности и церковного права из собрания «Соловецкой библиотеки», предпринятой канонистом А.С.Павловым и филологом И.Я.Порфирьевым, или же масштабный проект перевода деяний поместных и вселенских соборов, задуманный архимандритом Иоанном (Соколовым).

 

Помимо чисто внутренне академических, «Православный собеседник» всегда выполнял функции центрального печатного органа обширной Казанской епархии, вокруг которого спорадически возникали другие издания. Так, в 1867 г. в качестве приложения начинает выходить «Издание по Казанской епархии» – официальный печатный орган с отчетами об архиерейском служении, вакансиях на приходах и др.

 

В 1905-1907 гг. часть либерально настроенных профессоров академии (Л.Писарев, М.Машанов и др.) как приложение к Православному собеседнику пытались издавать «Церковно-общественную жизнь» –полемический журнал «на злобу дня», ориентированный на проблемы церковно-общественного реформаторства. Этот проект прекратил свое существование, так как не выражал мнения большинства членов академической корпорации.

 

В 1912-1916 гг. при «Православном собеседнике» издавалось «Инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства (начало этнографического периода в миссионерстве).

 

В 1918 г. в связи с закрытием академии издание журнала было прекращено.

 

И только более чем через 80 лет, в 2000 г., спустя три года после воскрешения казанской духовной школы, было возрождено издание «Православного собеседника», естественно, в качественно ином формате, но с соблюдением преемственности и некоторых традиций.

 

Авторами альманаха стали преподаватели Казанской духовной семинарии и других казанских вузов (прежде всего – Казанского университета), как священнослужители, так и светские исследователи. В количественном отношении пока первенствуют публикации на историческую тему. Богословские сочинения появляются на страницах нынешнего «Православного собеседника» несколько реже, что, впрочем, с успехом восполняется их безусловно высоким качеством. Регулярно публикуются лучшие дипломные работы выпускников семинарии. 

 

В издании «Православного собеседника» сохраняется еще одна из традиций XIX в. – сотрудничество старейшего вуза Казани – государственного (бывшего Императорского) университета и духовной школы, пока еще в  семинарии. В прошлом веке сам журнал печатался в университетской типографии, и большая часть его редакторов были параллельно профессорами университета.

 

Современному творческому коллективу «Православного собеседника», достигшему определенных результатов, хотелось бы пожелать увеличения тиража (с 500 экземпляров сейчас против 1800-3000 в период расцвета журнала в 1860-1870 е гг.), выдерживания регулярности издания (два-три раза в год сейчас против 4-12 выпусков при архимандрите Иоанне (Соколове)) и сохранения того высокого научного уровня и вектора развития, который был декларирован при открытии в 1855 г. А мы знаем, что в документах говорилось о «Православном собеседнике» как о журнале «догматического, герменевтического, исторического, нравственного и критического содержания».

 

История «Православного собеседника» - одна из самых малоизученных тем в истории казанских духовных школ. Статьи Н.Ф.Красносельцева, А.В.Журавского и  упоминания в академических изданиях П.В.Знаменского и А.С.Терновского – вот и все, что мы имеем об одном из старейших церковно-научных журналов. Разумеется, что о нем должны быть написаны монографии и диссертации.

 

Хотя в Национальном Архиве Республики Татарстан имеется специальный фонд «Редакция «Православного собеседника», к сожалению, его состав ограничивается лишь финансовой документацией и адресными книгами подписчиков, которые не могут дать полноценного представления о журнале.

 

Хочется надеяться, что постепенно кто-нибудь из воспитанников Казанской духовной семинарии добросовестно возьмется за столь нужное и ответственное дело – изучение истории духовной периодики в Казани.

 

А.М.МИХАЙЛОВ.