Письма русских, сербских и румынских иерархов И.С.Бердникову по каноническим и церковно-общественным вопросам. Предисловие и комментарии А.В.ЖУРАВСКОГО
Письма ректора МДА
епископа Феодора (Поздеевского)
 
17.
+
 
Глубокоуважаемый
Илья Степанович!

Наша "Громогласовская"97 история стала теперь достояние не только газет, но стала к удивлению историей, которой затянулись и присинодские сферы и поссорились даже на ней. По существу и началу она проста, но людские страсти и тайные счеты между собой взяли ее в повод для интриг и раздули ее во что-то почти весьма значительное для самой как бы Церкви, не говорю Академии. С Октября месяца и доселе я лично живу в нервной приподнятости все по этому делу; то же переживает и лицо заинтересованное98 в этом деле.

Началось это так: (предупреждаю, что передать всего невозможно и по времени и по месту настоящего письма) 6 окт.<ября>99 были выборы на несколько свободных кафедр путем рекомендации,100 как это было определено Советом и утверждено Влад.<ыкой> Митрополитом101 еще с сентября.

Когда дошла очередь до каф.<едры> церк.<овного> права проф. Заозерский102 внес рекомендацию (блестящую) И.Громогласова,103 а я с своей стороны рекомендовал Н.Д.Кузнецова,104 лично мне оч.<ень> хорошо знакомого и думается известного всем писателя и деятеля по вопросам церковно-общественным. Н.Д. Кузнецова я уговорил дать свое согласие на рекомендацию, чтобы иметь его как некий буфер, о который все же мог разбиться Громогласов, так как я очень хорошо знал с какой настойчивостью будут тянуть этого безудержного хулигана и либералишку на такую важную кафедру, а противопоставить ему серьезную ученую силу кроме как Кузнецова некого. Моя рекомендация была неожиданной, застала врасплох даже Заозерского, который сам оч.<ень> хорошо знает Кузнецова, даже неоднократно выражал желание иметь его своим преемником и ему же он обязан разводом с женой. Но обязательства личной дружбы и интересы партийные заставили Заозерского, против совести конечно, стать на путь бессовестной хвалы Громогласова, как "единственного" будто бы знатока церк.<овного> права и ученика великого Павлова, курс коего он издал. А на Кузнецова полились всякие помои из уст Заозерского, что он (Кузнецов) не знает первоисточников, что его статьи только публицистика, а партия Громогласова даже в видах опозорения Кузнецова сделала о нем ложную справку, смешав его с каким-то другим Кузнецовым, будто он низко кончил Академию105 и даже не магистрант; все это ложь о Кузнецове, что и было доказано официальной справкой в делах Сов.<ета> Пет.<ербургской> Ак.<адемии>. Вы увидите все подробно, когда этот громадный наш журнал о выборах будет напечатан в "Бог.<ословском> Вестн.<ике>". На собрании сидел Громогласов, хвалил себя и защищал, и мне пришлось в защиту Кузнецова принести в собрание все его книги, 12 кн.<иг> в качестве вещественного доказательства его научной правоспособности, свидетельство Дем.<идовского> Лицея о его приват-доцентстве и указывать, что Громогласов с грехом пополам получил магистра и отзыв о нем Гидулянова106 и Арх.<иепископа> Антония107 в.<есьма> плохие. Тут началась ругань по адресу сих последних. Так дело затянулось до 12 ч. ночи. Всем было ясно, что научная компетентность Громогласова нуль в сравнении с Кузнецовым. Чтобы усилить свои доводы против Громогласова<,> я прямо указал на Устав Ак.<адемиих,> который требует от профессора Ак.<адемии> доброго церковного и политического направления, а между тем у Громогласова есть статьи ("Моск.Еженед." 1906 г. №5 и "Бог.Вестн." 1906),108 которые обличают его антицерковное направление, а посему я должен буду в случае избрания Громогласова остаться с особым мнением и указать в качестве основания для своего отрицательного отношения к Громогласову, помимо его слабой научной подготовки и еще его странные церк.<овные> воззрения, которые совсем неподходящи для проф.академии и особенно будут вредны на кафедре церк.права.

Защитники Громогласова тогда заявили, что они спросят Громогласова не возьмет ли он назад свое желание о переходе на каф.<едру> ц.<ерковного> пр.<ава> и этим собрание кончилось. Следующее собрание, более еще ругательное и подлое по отношению к Кузнецову и Громогласову, особенно со стороны проф. Заозерского, тянулось опять до 12 ч.ночи. Громогласов настаивал на своих правах на кафедру церк.права, его защитники порочили всех и вся, хвалили Громогласова. Я предложил свое особое мнение и те статьи, кои обличали Громогласова в нецерковности и политическом хулиганстве. Проф.Введенский109 и Глаголев,110 выступившие тоже против Громогласова с отдельными мнениями, подбавили этим жару и кажется спорам не было бы конца, если <бы> я не предложил сделать баллотировку и этим перейти ближе к делу. Баллотировка дала 8 за Громогласова и 8111 за Кузнецова, при чем за последнего мой председательский голос. Казалось бы ясно, что большинство за Кузнецова и определение составить следует в смысле избрания Кузнецова; однако защитника Громогласова остались при своем и заявили, что большинство голосов за Кузнецова они не признают и написали свое особое заявление в смысле предоставлении решения всего дела Высшей Власти, очевидно в расчете на какие-то тайные влияния и ходы. Наш Митроп.<олит> Владимир, вполне знал Громогласова за хулигана, а Кузнецова лично весьма уважал, и желая его иметь на кафедру, обещал мне поддержку и сам не сомневался в том, что будет утвержден Кузнецов. Случилось следующее. Громогласов тайно, обманув меня и без спроса, уехал в Петербург, подал там на меня и Совет жалобу обер-прокурору, якобы в этом деле - личная против него интрига; не явившись к своему митрополиту, упросил М.Антония, прочих членов Синода и даже чрез думских кадетов влиятельных лиц в министерстве и создал там настроение для себя благоприятное. Вот почему в Синоде 1-го Дек.<абря> наше дело о выборах было чиновниками представлено в докладе извлеченным из журнала и бесцветном, а жалоба Громогласова прочитана целиком. Но и то члены Синода - во главе с Флавианом112 - высказались за утверждение Кузнецова, и только М.<итрополит> Антоний и Лукоянов113 затормозили все дело (будто бы сводя какие-то счеты с нашим Митрополитом - он сам это говорит) и после долгих споров решили найти выход из затруднения (ложного и искусственного) назначив конкурс. Этот конкурс<,> конечно <,> отдаст кафедру ц.<ерковного> пр.<ава> прямо в руки Громогласову, так как ведь решать вопрос конкурса будет опять Совет, а Кузнецов конечно не подал бы на конкурс увидев как бы недоверие себе, да и наши профессора теперь бы учли колебания Синода и дали голос больше за Громогласова. Вот почему я, получив газетные сведения о конкурсе, решил написать откровенные письма М.<итрополиту> Антонию, Обер-Прокурору и М.<итрополиту> Владимиру, разъясняя им ту ошибку, которую Синод делает объявляя конкурс, указав им и на то, что этим путем кафедра ц.<ерковного> пр.<ава> неизбежно попадет в руки Громогласова и колебание Синода и его (Синода - А.Ж.) как бы защита нецерковного человека вредно отразится на Академии. После этих писем были еще заседания Синода по этому делу, так как Митрополит Владимир отказался подписать Син.<одальный> Журнал и требовал серьезного пересмотра дела.

После одного из таких бурных заседаний он вызвал меня в Петербург для подкрепления и там-то я узнал всю гнусность и Громогласова, и того церковно-чиновничьего круга, который на этом деле сводил счеты с нашим Митрополитом, человеком все же прямым и честным. Теперь дело повернулось так: нашему Митрополиту послан указ с запросом "находит ли он в виду указаний ректора Академии на направление проф. Громогласова возможным пребывание этого профессора в Академии". Собственно Синод умывает руки и дает понять, что проф. Громогласов изгнан будет из Академии ректором и своим Митрополитом.

Теперь все уже сделано в смысле материала для изгнания Громогласова из Академии, что М.Владимир и обещал сделать вскоре. Вот какой конец сего дела. Я лично рад этому -так как чрез это и Академия освободится от прохвоста, каким считает Громогласова и ревизор в своем отчете, и дано будет почувствовать защитникам Громогласова, что поддержки им не будет. Когда будет решено дело о Громогласове в смысле его изнания из Академии, тогда уже только снова придется решать вопрос о кандидате на каф.<едре> ц.<ерковного> пр.<ава>.

И я прошу Вас, глубокочтимый Илья Степанович, напишите Кузнецову и просите его не отказываться от кафедры. Теперь после стольких неприятностей он боится "залезать" в нашу компанию но ведь вопрос идет о деле общецерковном и нужно пожертвовать собой. Слышно, что теперь левая часть хочет выдвинуть Бенеманского, инсп.<ектора> Каз.<анской> Сем.<инарии>, коего я не знаю; и нам бы нужен такой хороший человек как Н.Д.Кузнецов, пусть он пусть он подготовит нам хотя преемника себе. Ведь последняя его книга, которую он представил Вам для магистерства, вызвала восторженные отзывы даже за границей. Неужели же нам самим не ценить своего и приносить его в жертву пошлости и хулиганству. Благодарю Вас, дорогой Илья Степанович, за письмо; оно меня ободрило сочувствием и признанием правильности моих взглядов в Вашем почтенном лице. По должности ректора я убеждаюсь, что в лице изгоняемых старых профессоров Академии лишаются своих опор и становятся на глиняные ноги.

Храни Вас Господь.
С искренним уважением к Вам
Епископ Феодор
7/1 1911.
Хорошо, если бы это письмо оставалось между нами.
(НАРТ, ф. 10, оп.5, Д. 1105, л. 136-141об.)
 

18.

Епископ Феодор114
Ректор Московской Духовной Академии

сердечно приветствует глубокоуважаемого Илью Степановича Светлым Праздником. Да пошлет Господь Вам силы и здравие.

Очень благодарен за письмо. Вашу точку зрения я вполне разделяю и мысль о представлении Кузнецова к утверждению в Синоде уже приводится уже приводится к исполнению. Митрополит делает свое представление в Синоде об этом. Глубоко благодарю Вас за сочувствие и поддержку.

С глубоким почтением
к Вам Е. Феодор. 5/IV115
(НАРТ, ф. 10, оп.5, д. 1105, л. 142-14206.)
 
19.
+
 
Глубокоуважаемый
Илья Степанович.

Не знаю, "доколе" души наши вземлют с громогласовской историей. Ничего определенного не слышно из "сфер", а только приходится питаться разными слухами, сводящимися к тому, что обер-прокурор и М.Антоний очень защищают, а М.Владимир настаивает твердо на изгнании. Можно подумать, что Громогласов такая величина и крупная сила, что пожалуй ради него нужно собирать Поместный Собор. Удивительно и то, что одновременно с этим нашим делом в Киевской Акад.<емии> утверждены лица, получившие при баллотировке меньшинство и только поддержку ректора.116 Слышно, что м. Антоний меня считает еще молодым ректором, не узнавшим профессоров. А вот Иннокентий, ректор нескольких месяцев, выходит не новичок. Совершенно Вы правы, что под флагом громогласовской истории ведется борьба принципиальная; этого не скрывает и наш Владыка, твердо решивший вести эту борьбу до конца.

Худо то, что Н.Д. Кузнецов укрепляется чрез всю эту историю в мысли, что не нужно лезть в "помойную яму". Убедите его, что тут дело общецерковное и принципиальное. Худо и то, что даже и те из профессоров, кои поддерживали Н.Д.Кузнецова (напр.А.Введенский<,> кажется<,> оппортунист чистой воды) теперь ввиду неопределенности положения начинают говорить, что напрасно подняли эту историю. Было бы очень хорошо, если бы Вы написали и М.Владимиру слова два против Громогласова. Отклики на это дело людей компетентных и известных авторитетом научным было бы в.<есьма> большой поддержкой. О последующем ходе этого дела сообщу немедленно.

С глубочайшим почтением
к Вам.
Е.Феодор.
31/7 1911.
(НАРТ, ф. 10, оп. 5, д. 1105, л. 143-144об.)
 

20.

28/3

+

Глубокоуважаемый
Илья Степанович!

Вот наконец-то кончилась наша трагикомедия и проф. Громогласов увольняется из Академии по прошению. Опять конечно начнется, да уже и начался, ряд гнусностей в газетах по адресу моему и Г.Кузнецова. Я уже так привык, что и внимания не обращаю, да и не хватит нерв, если волноваться по поводу всякой гнусности подлых людей, начавших все дело с интриг. Теперь спрашивается: как утвердить Кузнецова; на конкурс он не пойдет. Указа о конкурсе и нет<,> и М. Владимир, который теперь первенствует в Синоде, поручил мне спросить Вас: дадите ли Вы Кузнецову магистерство. Он думает теперь решительно добиваться утверждения Кузнецова, за которого большинство голосов, тем более, что Громогласов, ради которого хотели <устроить?> конкурс, уже уволен. Полный смысл теперь просто поступить по закону, утвердив Кузнецова. Нашему Митрополиту очень хочется его иметь профессором Академии. Будьте добры, напишите мне поскорее, как обстоит дело с магистерией Кузнецова и если он достоин этой степени, то нельзя ли и диспут поскорее. Эта книжка Кузнецова одобрена и Уч.<ебным> Комитетом и рекомендована для приобретения.117 Простите, что я пишу Вам так неделикатно: беру смелость в том Вашем сочувствии, которое Вы проявили в этом деле ко мне и тем весьма ободрили меня, да и не меня только, а и того, кто выше меня. Студенчеством эта история не воспринимается никак в смысле к.<акого>-н.<ибудь> сочувствия Громогласову; его дешевый либерализм и фиглярство отлично понимается всеми.

Храни Вас Господь.
С глубоким почтением
Епископ Феодор.
P.S. Теперь и А. Введенский поднял нос, приписывая все себе.
(НАРТ, ф. 10, оп. 5, д. 1105, л. 145-146об.)
 
 
Письма епископа Можайского, викария Московской епархии
Алексия (Лаврова-Платонова)

21.

Милостивый Государь,
Достопочтеннейший Илья Степанович,

Если кто имеет право порицать меня за крайнюю едва постижимую небрежность, то это именно Вы Достоуважаемый Илья Степанович. И книгу Вашу и письмо получил давно, а благодарностию и ответом умедлил доселе. Простите, Господа ради, мою неисправность. Начинал писать Вам письма три раза, отрываем был и письма оставались недоконченными; простите и приимите мою искреннейшую и глубочайшую благодарность за Ваше милостивое ко мне внимание, мною совсем незаслуженное.

Вы слишком скромно смотрите на труд Ваш, как на удовлетворение известному требованию Устава. Ваша книга и по основному взгляду, по развитию его и по приему есть замечательный вклад в нашу бедную русскую каноническую литературу. Долго дожидалась она докторских вкладов, и наконец дождалась в один год двух - Вашего и Горчаковского. Прежние два опыта - Петербургский и Киевский не были удачны: Барсов и Лашкарев не прошли. Тем приятнее было встретить сразу два докторских диспута по каноническому праву. Вам много пришлось потрудиться над Вашею диссертациею; но и за то и Ваш труд и талант в труде будут высоко оценены всяким знатоком и любителем серьезного труда и глубокого взгляда.

Благодарю Вас от всего сердца за милостивейший взгляд на мою прошедшую деятельность в Академии. Но напрасно Вы ожидаете чего-либо достойного внимания серьезных людей от обнародования моих работ. Вам подобает расти, мне же малитися. Мы стары и кстати сошли с ученой сцены. Вы зрелы, трудолюбивы, талантливы, - Вам и канонические книги в руки из наших дряхлых рук. От Вас будем ожидать в канонической науке взгляда светлого, труда зрелого и серьезного. И да поможет Вам Господь Бог в Вашем труде на пользу Православной Церкви!

Слышно, что Вы будете присутствовать в Комитете по пересмотру Академического Устава. Шествуя путем в Царствующем Граде Москве не мимоидите Обитель Саввы Преподобного, яже на Тверской Улице.

С совершеннейшим почитанием и глубочайшею преданностью имею честь пребыть Вашим

смиренный богомолец
Алексий Епископ Можайский.

И конец слова: простите мое невежество.118

Москва. 11 Ноября 1881.
(НАРТ, ф. 10, оп.5, Д. 1102, л.55-55об.)
 

22.

Милостивый Государь,
Достопочтенный Илья Степанович,

Примите мое искреннейшее приветствие с наступившим новым годом. Да будет для Вас новое лето летом Господним приятным во всем и да излиет на Вас Господь все Свои милости!

За послание от 16 Декабря прошедшего года приношу Вам мою искреннейшую благодарность, а за то, что проехали мимо Москвы - не спасибо. Впрочем будем утешать себя надеждою, что при возвращении из Петербурга Вы не проследуете так быстро через Москву и улучите минутку, чтобы заехать на Подворье Саввы Преподобного.

Простите меня великодушно, что замедлил ответом на вопрос Вами заданный. Сначала медлил потому что еще не имел точного сведения о бессовестном авторе пасквильной статьи Пр.<авославного> Об.<озрения> Теперь узнал точно. Вы думаете справедливо. Эту штуку учинил действительно мой преемник. "Плюнь на него, Матушка", - говаривал Потемкин Екатерине, плакавших об одном из своих бесчисленных л-в.119 Хотя Вы не Екатерина, и я не Потемкин; но так и хочется повторить за ним: "плюнь на него, батюшка", не стоит он такой чести, чтобы с ним считались люди чести. Впрочем Вам судить об этом деятеле лучше и как Вы рассудите, так и будет лучше.

Ну что Ваш Комитет? Действует ли? Один из членов уже при самом начале действия Комитета и кончил жизнь. Дело Комитета весьма важное. Направление всей богословской науки в отечестве будет зависеть от Комитетских решений. Да поможет Вам Бог потрудиться для истинной пользы Правосл. Церкви! Академии - корень всего Церковного учения; и если в них хорошо; то и везде будет хорошо.

Поздравляю Вас с блистательнейшим выбором в ординарные. Ни одного черного, - это стоит весьма многого; значит Академия ценит Вас весьма высоко. И слава Богу!

Призывая на Вас Божие благословение и милость с совершеннейшим почитанием и преданностью имею честь пребыть Вашим

искреннейшим слугою и богомольцем
Алексий Епископ Можайский.
 
Москва
10 Января 1882.120
(НАРТ, ф. 10, оп.5, Д. 1104, л. 162-162об.)
 
 

Письмо архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова)

23.

Милостивый Государь,
Илья Степанович!

Примите душевную благодарность за дорогой Ваш подарок. Называю подарок дорогим, пот.<ому> что в нем мы давно нуждаемся. Надеюсь, что Учебный Комитет признает его достойным, чтобы сделать учебником в Семинариях.121

Призывая на Вас и ученые труды Ваши Божие благословение, с искренным уважением и душевною преданностью честь имею быть

Вашего Превосходительства
Усерднейшим слугою
А.<рхиепископ> Вениамин.
Иркутск
4 июня 1888 г.
P.S. Поздравляю с <неразб.> чином.
(НАРТ, ф. 10, оп.5, д. 1102, л.7-7об.)
 
 
Письмо архиепископа Вятского и Слободского
Аполлоса (Беляева)

24.

Ваше Высокородие,
Милостивый Государь!

Искреннюю приношу Вам благодарность за приятный дар - книгу Вашего сочинения "Государственное положение религии в Римско-византийской империи", т.1. Молю Всевышнего, да укрепляет Ваши силы к дальнейшему преуспеянию в деле высшего образования духовного юношества на пользу Церкви и Отечества. Счастлива Вятская Семинария, что имела некогда в стенах своих, в числе прочих избранников, и Вас воспитанником, составившим ее украшение, и потому благодетельному влиянию, какое оказала некогда на первоначальное развитие сил души Вашей, с утешением может приложить к себе сказанное: "и моего меда ложка есть".

Бог да устроит Вам все во благое.
С совершенным почтением имею честь быть
Вашего Высокородия
Покорнейшим слугою
Аполлос Архиепископ Вятский и Слободской.
 
4 Июля 1881 года.
(НАРТ, ф 10, оп.5, д. 1102, л.47-47об.)
 
 

Письмо епископа Вятского Макария (Миролюбова)

25.

Ваше Превосходительство,
Милостивый Государь!

Получил от Вас, при письме от 15 сего Ноября, Вашу речь, произнесенную Вами на годичном акте Казанского Университета,122 и прежние Вашим ученые

труды, приношу Вам за них глубочайшую мою благодарность. Душевно желаю, да дарует Вам Господь Бог здоровье и укрепляет силы Ваши для продолжения Ваших трудов на пользу Церкви и Отечества.

Призывая Вам Божие благословение, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть

Вашего Превосходительства,
Милостивого Государя
покорнейшим слугою
Вятский Епископ Макарий.
22 Ноября 1887 года.
(НАРТ, ф. 10, оп.5, д. 1102, л.4.)
 
 
Письма епископа Вятского Сергия (Серафимова)

26.

Ваше Превосходительство,
Илья Степанович!

С глубочайшею моею благодарностию за драгоценный дар Ваш - две книги и три брошюры, прошу принять и от меня маленькое приношение в виде книжицы "О правилах принятия в Православ.Церковь неправославных христиан", посланной чрез почту за бандеролью. Ваших книг не успел еще я прочитать, но одну брошюру, об 8-м правиле первого Вселен. Собора прочитал с тем большим удовольствием, что наши взгляды на предмет почти тождественны. Мое "исследование" первоначально писано было мною в Академии на тему, данную Митроп. Филаретом, под руководством Александра Фед. Лаврова (нынешн.Архиепископа Литовского) и Алекс.Вас.Горского, который сам некогда занимался, по поручению Митрополита, решением спорного вопроса о чине приема католиков и лютеран, с тою же целию, с какою писано и мое сочинение и какою показана в предисловии. При издании сочинения я только восполнил оное тем, что оставалось у меня невошедшим в курсовое, особенно 3-я часть - малосостоятельная.

Весьма был бы я благодарен Вашему Превосходительству, если бы Вы уделили несколько времени на прочтение моей книжки и указали места, с которыми несогласны будете, хотя в православ.Собеседнике или отдельною брошюрою.

Не мало занимает меня и вопрос о пределах той снисходительности Церкви к заблуждающимся и заблуждениям, которою часто объясняются разногласия и разнообразие правил принятия в Прав. Церковь одних и тех же еретиков и неправославных (ариан, македонианитов, несториан, армян и др.); особенно позднейшие греки любят объяснять древние правила и практику Церкви, несогласные с ныне действующими у них (с половины 18-го века) - этою пйкпнпмйб.123 Но может ли Церковь по снисхождению к заблуждающимся признать незаконное законным, недействительное -действительным: крещение, напр., ариан - истинным таинством, если бы оно не было таким? Или хиротонию раскольников - за Таинство, если бы оно не было таинством?.. Может ли Церковь по снисхождению признать неважным заблуждение, когда оно касается истин веры (напр, отрицания божества Сына Божия или Духа Святаго)? Оказывать ли теперь снисхождение айсорам-несторианам,124 которые вот уже 30 лет хлопочут о присоединении к Православной Русской125 Церкви, и принимать ли их 3-м чином, или -2-м?..126 Вот какие вопросы занимают меня, и если не решение, то по крайней мере рассуждение о них желательно видеть в Академических журналах. Об айсорах я писал даже Синоду, по поручению Обер-прокурора; но моя записка должно быть также приложена к делу, как и записка Высокопреосв.Павла, Вашего Архипастыря, а самое дело все не двигается вперед.

Если ранее не видали Вы моей книжки (у Товарища, напр., моего по Академии Ал.Ив. Гренкова), то потрудитесь взглянуть теперь.

Прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности благодарного Вам
Сергия Епископа Вятского.
 
10 июня 1888 г.
г. Вятка.
(НАРТ, ф. 10, оп.5, д. 1102, л. 13-14об.)
 

27.

Ваше Превосходительство,
Илья Степанович!

С глубочайшею благодарностью к Вам получил я Ваши ученые труды в двух брошюрах и маленькую сейчас же прочитал. Глубокою скорбию поразил меня отзыв Ваш о "Курсе" Суворова. Ужели, думаю теперь, Суворов -либерал и рационалист? - Представить сего не могу... И вот почему: я знаю его с 1864 года, когда он был моим учеником в Костромской Семинарии, знаю его и как студента Университета, и как доцента Петерб.Университета, и как Профессора Ярослав. Юридического Лицея - и даже до последних лет пребывания моего в Пбрге <Петербурге>, знаю как отлично способного, удивлявшего профессоров университета пятерками в ответах по всем наукам, как страшного труженика, благонравнейшего и благонамереннейшего человека, и главное - искренно религиозного христианина. В 80-х годах приехал он в Кострому - на родину из Ярославля и посещал некоторых знакомых в июне м-це, в Петров пост, - и нигде не хотел есть мяса и скоромной закуски, что замечено было всеми бывшими с ним учителями Семинарии. Так он был тверд в своих убеждениях, в истине православия!

Слова Вашего Превосходительства на 6-й стр.<анице> брошюры: "Не будем решать вопроса, признает или не признает г. Суворов, что Православная Церковь существует со времени Христа Спасителя..." и т.д., - особенно встревожили меня. Боюсь, что Николай Семенович Суворов потрясен будет подозрениями в неправославии и рационализме! Боюсь, не повлияли бы подобные о нем отзывы на весь внутренний строй его жизни! И думаю: не лучше ли было бы молодого ученого направить на истинный путь ученых исследований иным образом, не сильным обличением и заподазриванием в неправославии, а сожалением и братским советом - не вдаваться в научения странна и различна, не мудрствовать паче, еже подобает мудрствовати, а держаться здравых словес вселенских Учителей Церкви и досточтимых богословов Российской Церкви. Мнится мне, что искреннее, сочувственное слово обличения и вразумления от старших братий по профессии было бы благотворнее для Н.С.Суворова и для науки церковного права. Быть не может, чтобы столь умный, столь благонравный и благочестивый христианин - профессор - пал невозвратно. Усерднейше прошу Вас - поддержите его! Направьте его на прямой путь, если действительно он уклонился. Я не видал его лет десять, но слышал о нем часто, - об уклонении сем не слыхал.

Простите за беспокойство и позвольте надеяться, что все сказанное не будет принято как адвокатура. Сказанное - сказано от всего сердца, скорбящего о хорошем некогда человеке.

Мир Вам и милость от Господа
Сергий Епископ Вятский
11 Мая 1891 г.
(НАРТ, ф 10, оп.5, Д. 1104, л. 176-177об.)
 
 

Примечания

1 Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Вып.Н.- Казань, 1892.-С.319.

2 Докторская степень получена А.С.Павловым за сочинение "Первоначальный славяно-русский

Номоканон".

3 Сентко П.Н. Русские церковные деятели - члены Академии Наук. - Санкт-Петербург, 1995. -С.155.

4 Уставы 1884 и 1910 гг. носили охранительный характер и направлены были на отмену последствий либерального Устава 1869 г. и Временных правил 1906 г., даровавших значительные свободы академическим корпорациям в вопросах самоуправления.

5 Этому, в частности, посвящены статьи И.С.Бердникова, напечатанные в "Православном Собеседнике": "К вопросу о преобразовании епархиального управления", ПС, 1906,1,20-35,183-211,384-397,511-535; 11,142-164,224-234,413-435; III, 21-56,175-224; "Комментарии г. Папкова и Ко на суждения Предсоборного присутствия по вопросу о реформе православного прихода", ПС, 1907,1,197-216,407-429. Кроме академического журнала, очерки Бердникова печатались отдельными изданиями: Сепаратный проект положения о православном русском приходе. - СПб., 1907; Что нужно для обновления православного русского прихода? - СПб., 1907; О протестантском и православном приходах в Финляндии.— СПб., 1908//НАРТ, ф.10, оп.1, д.11391, л,25об.

6 Статьи И.С.Бердникова в VIII т. ПБЭ: "Канон по его церковно-юридическому смыслу и по фактическому составу", "Каноны св. Апостолов", "Каноны вселенских соборов", "Каноны поместных соборов", "Каноны св.отец", "Канонов церковных синопсис", "Канонов издания", "Каноны в западной церкви", "Канонов вселенской церкви практическое значение", "Канон, как правило монастырской жизни", "Канон-епитимия", "Каноник", "Каноникон", "Каноническая жизнь", "Каноническое испытание", "Каноническое послание", "Канонические ответы", "Каноническое право", "Каноника".

7 НАРТ, ф.10. оп.1, д.11391, л.24об.

8 Долгое время экклезиастика (литургика) и каноника преподавались вместе.

9 Магистерская диссертация Е.Н.Темниковского, написанная под руководством Бердникова: "Государственное положение религии во Франции с конца прошлого столетия в связи с общим учением об отношении нового государства к религии".

10 Магистерская диссертация В.В.Колокольцева: "Устройство управления Румынской Православной Церкви со времени ее автокефальности".

11 Чельцов Михаил, протоиерей. Воспоминания смертника о пережитом. - М.: Изд-во свт.Игнатия Ставропольского, 1995.-С.З; НАРТ, ф.10, оп.1, д.11391, л.23об.

12 Магистерская диссертация архимандрита Михаила: "Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви от 313 до 565 г."; другое крупное исследование; "Очерк преобразования строя церковного управления в Константинопольском патриархате в 1858-1900 годах"

13 Магистерская диссертация архимандрита Владимира: "Государственное положение Церкви и религии в Риме".

14 Магистерская диссертация Н.П. Руновского "Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование Императора Александра II".

15 Магистерская диссертация А.В.Попова: "Суди наказание за преступления против веры и

нравственности по русскому праву".

16 Биобиблиографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1905-1917). - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1986. - С.19.

17 "НАРТ.ф.10, оп.1,д.11391,л.23об.

18 Магистерское сочинение Н.П. Родникова: "Учение блаж. Августина о взаимных отношениях между государством и церковью, сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов западной церкви".

19 Бердников И.С. Церковное право, как особая, самостоятельная правовая область, и его отношение к общей системе права. - ПС, 1885, III, 172-195.

20 Статьи Лапина П.Д.: Соборный принцип в восточных патриархатах. -ПС, 1906,1,525-620; II, 247-277, 480-501; III, 72-105, 268-302,439-472, 611-645; 1907,1,65-78,251-262, 561-578, 797-827; 1908,1,355-383,481-498,571-587; II, 181-207,332-362,457-499, 571-583,669-688; 1909,1,571 -599; Судьбы соборного принципа в западном патриархате. - ПС, 1909, II, 349-384,613-634; Соборное управление Церкви. - ПС, 1910,1,53-65; О необходимости церковного права, его сущности и положении в общей системе права. - ПС, 1911, II, 713-731 и др.

21 Отчет о состоянии Императорской Казанской духовной академии за 1915-1916 уч.год. -Казань, 1916.-С.8-9.

22 "Православное церковное право" епископа Никодима после русского издания, было переиздано в 1902 г. по-сербски, а затем издано на немецком (1905), греческом (1906), болгарском и др. языках.

23 Никодим, еп. Православное церковное право. СПб., 1897. - C.VIII.

24 Бердников И.С. Новые опыты курса православного церковного права (И.С.Суворова и архим.Никодима Милаша)//Ученые записки Имп.Казанского ун-та, 1890, ноябрь-декабрь, 1-16.

25 Бердников И.С. Новые опыты курса православного церковного права (Н.С.Суворова и архим.Никодима Милаша)//Ученые записки Имп.Казанского ун-та, 1890, ноябрь-декабрь. -С.3-4, 7-8.

26 Степень кандидата богословия получено за сочинение, посвященное Номоканону патриарха Фотия.

27 В некоторых некрологах фамилия митрополита Михаила воспроизводится как Иованнович.

28 Швабами называли австрийцев.

29 Курсовое сочинение называлось "Обзор истории Сербской Церкви", изданное в 1856 г. на сербском языке под названием "Поглед на истори)у Српске Цркве".

30 Титов Ф., свящ. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский/ЯКДА, 1898, Т.1,392-408.

31 Список основных трудов митрополита Михаила - см. История Православной Церкви в XIX веке. Т.Н. Славянские Церкви. Репринт. ТСЛ, 1998. -С.418-419.

32 Епископы Филарет (Скрибан), Мелхиседек (Стефанеску), патриарх Румынии Никодим (Мунтяну).

33 Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. - Казань, 1899. - С.691.

34 Богословский Вестник, 1901,1,536.

35 Арсений (Стадницкий), еп. Псковский. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви.-СПб., 1904.-С.561.

36 Богословский Вестник, 1901,1,540.

37 Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892. -Казань, 1892. -С.343-344.

38 За Христа пострадавшие. -С.213.

39 Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т.1. - С.66.

40 Как писал 9 ноября 1910 г. Н.Д.Кузнецов Бердникову: "Оказывается, Заозерский уже 18 лет тому назад обещал Громогласову передать свою кафедру".

41 Голубцов Сергий, протод. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. - М„ 1999, - С.27.

42 Голубцов Сергий, протод. Стратилаты академические. - М., 1999. - С.129. "

43 Голубцов Сергий, протод. Профессура МДА в начале XX века. - М„ 1999. - С.35.

44 Н.Д.Кузнецов писал Бердникову 29 декабря 1910 г. о выяснившейся на Св. Синоде тайной поездке Громогласова в Санкт-Петербург: "Оказывается Громогласов недели две жил в Петербурге перед рассмотрением дела. Выдавая себя за сторонника академической свободы, он чрез Главноуправляющего земледелием Кривошеина проник к Лукьянову, который на почве нерасположенности ко мне легко склонился на его сторону. Кроме того, Громогласов униженно просил митрополита Антония о защите и жаловался на вражду к нему ректора и некоторых профессоров".

45 Архиепископ Вениамин родился в 1825 году в семье сельского священника Тамбовской губернии. Завершив курс Тамбовской семинарии Василий Благонравов поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1850 году первым магистром (курсовое сочинение по церковной истории "История монашества от I до VII века"), приняв на последнем курсе 29 августа 1849 г. -монашество и сан иеродиакона с именем Вениамин. Был оставлен при академии бакалавром по церковной истории, а 20 ноября 1850 г. - рукоположен во иеромонаха. Был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии 20 мая 1862 г., а 18 марта 1868 г. переведен на самостоятельную кафедру Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. 31 марта 1873 г. епископ Вениамина назначен Иркутским и Нерчинским, 16 апреля 1878 возведен в сан архиепископа. Архиепископ Вениамин известен, как один из наиболее деятельных миссионеров своего времени.

46 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч.II. - М, 1997. - С.455.

47 Владыка Аполлос был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии 16 февраля 1864 года, а с 12 февраля 1866 г. был переведен на викарную Ладожскую кафедру (Санкт-Петербургской епархии), на которой оставался менее 10 месяцев, поскольку 12 декабря того же года был назначен на самостоятельную кафедру - епископом Вятским и Слободским. 20 апреля 1880 г. епископ Аполлос был возведен в сан архиепископа.

48 До Вятской епархии епископ Макарий занимал кафедры: викарную Балахнинскую, на которую был рукоположен 17.07.1866; Орловскую и Севскую (с 29.08.1867); Архангельскую и Холмогорскую (с 25.12.1876); Нижегородскую и Арзамасскую (с 23.05.1879).

49 Епископ Сергий родился в 1836 г., окончил МДА. Был хиротонисан 05.12.1882 в епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии; 24.04.1887 переведен на викарную Ладожскую кафедру той же Петербургской епархии. 5 декабря 1887 г. назначен на самостоятельную Вятскую епархию.

50 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч.Н. - М., 1997. -С.675.

51 In publico-ecclesiasticis (лат.) - для государственно-церковного.

52 Смирнов Иван Николаевич (07.01.1856, с. Арино, Казанской губернии-15.05.1904, Казань), русский историк и этнограф. Профессор Казанского университета (с 1884). Изучал средневековую историю балканских стран, а также этнографию финноугорских народов Поволжья. Из историко-зтнографических его работ наиболее значительные - очерки "Черемисы" (1889), "Вотяки" (1890), "Пермяки" (1891), "Мордва" (1895).

53 Ф.Вальтер (Ferd. Walter) - известный немецкий канонист XIX века.

54 Епископ Никодим упоминает известного русского канониста Тимофея Васильевича Барсова, накануне в 1888 г. получившего степень доктора канонического права. Барсов Т.В. родился в священнической семье, окончил Смоленскую ДС и СПбДА (1863) со степень магистра, экстраординарный профессор СПбДА по кафедре церковного законоведения (1870). Являлся членом комитета по преобразованию судной части по духовному ведомству (с 1870), затем - обер-секретарем Св. Синода с оставлением в профессорской должности. Среди наиболее известных его канонических трудов: "Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью" (СПб., 1878), "О каноническом элементе в церковном управлении" (М., 1882), "Святейший Синоде его прошлом" (СПб, 1896), "Синодальные учреждения прежнего времени" (СПб., 1897), "Синодальные учреждения настоящего времени. Вып.1. Московская Святейшего Синода контора" (СПб., 1899) и др. Кроме того, Барсовым были опубликованы в "Христианском Чтении" такие сочинения, как "Проекты улучшения о нашем церковном руководстве" (1893-1894), "О духовной цензуре в России" (1901), "К вопросу о сущности церковного брака" (1903) и пр. Епископ Никодим упоминает изданный Барсовым "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. Т.1" (СПб., 1885).

55 Епископ Никодим говорит о сборнике В.А.Маврицкого "Церковное благоустройство. Руководственные распоряжения по Духовному ведомству и разъяснения по вопросам церковной практики", изданном в Москве в 1883 г.

56 Под κτητορίκον δίκαιον подразумевается судебное право ктиторов (основателей монастырей), которым последние обладали в определенной мере, В Византийской Церкви существовали даже особые ктиторские типики, которые составляпись самими ктиторами для основанных ими монастырей. Такой типик был, например, составлен императрицей Ириной в 1118 г. для Константинопольского монастыря Пресвятой Богородицы. Вальсамон, впрочем, указывает и на ограничения ктиторской власти - ктитору не дается власти делать распоряжения, противоречащие канонам. Против злоупотреблений, связанных с превышением правовой ктиторской власти, направлено, в частности, 1 -е правило Двукратного Константинопольского собора (861). В частности, в правиле указывалось, что “некорорые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря, и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго".

57 J.Zhishman. Das Eherecht cier orientKirche. Wien, 1864.

58 Сочинение епископа Никодима (Милаша) "Православно црквено право" действительно было издано в 1890 г, Русский перевод этого сочинения был осуществлен в 1897 году студентом IV курса Петербургской духовной академии Миланом Петровичем (природным сербом); русское издание вышло из печати в том же году в Петербурге под названием "Православное церковное право. Составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных Церквах".

59 Jubelschrift (нем.) - юбилейное издание.

60 Вопрос о произнесении мирянами проповеди в присутствии епископа имеет и канонический и исторический аспекты. Так, согласно 64 правилу Шестого Вселенского Собора "не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину". Нарушителям это правило грозило отлучением от общения церковного на 40 дней. Кроме того, у этого вопроса имеется и историческое прошлое. Например, Ориген был анафематствован в начале 231 г. патриархом Александрийским Димитрием зато, в частности, что говорил проповеди и толковал Священное Писание в присутствии епископов - патриарха Иерусалимского Александра и епископа Кесарии Палестинской Феоктиста. Анафематствование было совершено, несмотря на то, что Ориген проповедовал с согласия и благословения присутствовавших иерархов. Епископ Никодим в своем толковании на 64 np.VI Всел.Соб. в "Правилах Православной Церкви" указывает, что в правиле говорится не об обычной проповеди (таковая благочестивым мирянам не запрещена, например, в виде произнесения надгробного слова при отпевании в храме), а о публичной проповеди догматического содержания, в которой реализуется учительское достоинство(бойщмб дйдбукблйкпн) церковной иерархии. Именно это учительское достоинство не разрешено самовольно усваивать мирянам.

61 Под двумя чинами подразумевается белое (женатое) духовенство и монашеское духовенство.

62 Епископ Никодим под "мирским священными лицами" имеет ввиду белое (женатое) духовенство.

63 В этом каноне предписывалось не отпускать клирикам длинных волос, а прилично подрезывать их, так же как и бороду.

64 Исследование этого вопроса нашло впоследствии свое отражение в толковании епископа Никодима на 21-е правило VI Вселенского Собора, в котором говорится об изверженных из священного чина клириках, коим, в случае их раскаяния, разрешалось стричься "по образу клира", если же не желали этого, то - "да растят власы подобно мирянам...". Т.о. в конце VII века (Пято-Шестой Трулльский Собор проходил в 691-692 гг.) клирики стригли волосы, а миряне - их отращивали (традиция противоположная принятой в Русской Церкви и Православных Поместных Церквах позднейшего времени). Однако нельзя отождествлять пострижение волос клириками с греческой пгпалитрой, латинской тонзурой или русским гуменцом. Апостолы Петр и Павел, затем Апостольские постановления (IV в.), блаж.Иероним (V в.) говорят: первые -только о пострижении волос в знак смирения (в сравнении с язычниками); вторые - о приличном подрезании волос и бороды; третий - о том, что духовенство не должно брить волос на голове, подобно жрецам Изиды и Сераписа, ни отпускать длинных волос, подобно варварам и борцам. Т.о., до VII века совершенно не известна традиция стричь у православных клириков темя (гуменцо, παπαλητρα). Первое сообщение о пострижении волос на темени клириков (т.н. тонзура, tonsura) содержится в определении III Толедского Собора (Испания, VI в.). В Русской Церкви гуменцо отменено в начале XIX в., у католиков тонзура отменена в 1972 г.

65 Александров Александр Иванович (в монашестве -епископ Анастасий) (16.04.1861, Казань -23.06.1918, Санкт-Петербург). Родился всемье священника, окончил историко-филологический факультет Казанского университета (1883), являлся профессорским стипендиатом (1883-1886), получил степень магистра сравнительного языкознания и санскрита за сочинение "Язык национального поэта Литвы Донелайтиса. Т.1. К семасиологии" (на нем.яз.) (30.05.1886). Доцент Дерптского университета (1886), приват-доцент Харьковского университета (1886-1888). Получил степень доктора сравнительного языковедения (30.09.1888) за сочинение "Литовские этюды. Т.1. Именные сложные слова" (на нем.яз.). Экстраординарный профессор Казанского университета по кафедре сравнительного языковедения и санскрита (1888-1889), по кафедре славянской филологии (1889-1896); ординарный профессор по кафедре славянской филологии (1896-1911), заслуженный ординарный профессор (1911-1913). Одновременно являлся редактором "Ученых записок Казанского университета" (1903-1908), с 1905 по 1911 г. - декан историко-филологического факультета, и.о.рекгора Казанского университета (21.05.1909-01.01.1910.05.02.1910-09.03.1910, 01.04.1911 -01.08.1911). В сентябре 1910 г. допущен к чтению лекций в КазДА по кафедре истории Славянских и Румынской Церквей, 15.10.1910 утвержден в степени доктора церковной истории и звании ординарного профессора КазДА; заслуженный профессор Казанского университета (30.05.1911). Пострижен в монашество (07.07.1911), архимандрит (06.08.1911). Назначен инспектором КазДА и профессором по кафедре церковнославянского языка с палеографией (16.08,1911), а затем и ректором академии (09.02.1912). Хиротонисан во епископа Чистопольского (04.03.1912), с оставлением ректором академии. В июне 1913 г. назначен на должность ректора СПбДА в сане епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии.

66 Норма подобная (о ращении клириками волос и бороды) не отыскалась, и епископ Никодим в толковании на 21 правило V! Вселенского Собора вынужден был ограничиться историко-канонической ретроспекцией, не выявлявшей канонических оснований для ношения длинных волос и бороды.

67 Бердников И.С. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку (Ответ на брошюру А.С.Павлова: По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права. Москва, 1891). - Казань, 1892.

68 Бердников И.С. Дополнительная заметка о восприемничестве при крещении и о духовном родстве//ПС, 1892, май; Его же. Вторая дополнительная заметка потому же вопросу//ПС, 1892, сентябрь.

69 Письма А.СПавлова к И.С.Бердникову, в том числе касающиеся упомянутых епископом Никодимом вопросов, будут опубликованы в последующих номерах "Православного Собеседника".

70 Под Leunciavii епископ Никодим имеет ввиду Juris graeco-romani tarn canonici quam civilis tomi duo, Johannis Leunciavii Amelburni v.cl.studio ex variis Europae Asiaeque bibliothecis eruti, latineque redditi. Francofurti, 1596. В первом томе этого издания содержатся: канонический сборник толкований солунского префекта и номофилакса Константина Арменопула (XIV в.), включающий толкования Иоанна Китрского (XII в.) и патриарха Филофея (XIV в.); законы греко-римских императоров по церковным вопросам; определения Константинопольского патриаршего синода; канонические статьи известных канонистов Восточной Церкви; две главы о браке из Синтагмы Властаря; закон Юстиниана о православной вере и одну догматическую статью Арменопула. Во втором томе содержатся статьи по греческому гражданскому праву.

71 Ι.Γεδεών. Κανονικαι διατάξεις, επιστολαι, λύσεις, θεσπίσματα των αγιωτάτων πατριαρχών Κωνσταντινουπόλεος απο Γρηγορίου του θεολόγου μέχρι Διονυσίνυ του απο Αδριανουπόλεως επιστασία Μανουηήλ. 1888-1889.

72 Иоанн (Соколов), епископ Смоленский (1818-17.03.1869), выдающийся русский канонист. По окончании МДА принял монашество (1842), получил в 1843 г. степень магистра богословия за сочинение "Стоглавый Собор" (ПС, 1860, π. 1 -2), являлся инспектором СПбДА (1851), ординарным профессором (1852). Возведен в степень доктора богословия за сочинение "Опыт курса церковного законоведения" (1853), ректор и профессор богословских наук в СПбДС (с января 1855), КазДА (с 17.03.1857), ректор СПбДА (31.01.1864). Рукоположен во епископа Выборского (17.01.1865), перемещен на самостоятельную Смоленскую кафедру (9.11.1866). На посту ректора КазДА сумел поднять "ПС" до уровня наиболее популярного издания из всех российских духовных журналов. После синодального распоряжения о переводе оригинальных статей "ПС" под московскую цензуру, тяжело переживал случившееся, отдалился от руководства академией.

73 Милованов И. 0 преступлениях и наказаниях церковных/Христианское Чтение, 1887,1,508; 1888,I,110 и сл.

74 Суворов Николай Семенович (1848-1909), русский канонист, профессор церковного права Ярославского юридического лицея, а затем - Московского университета. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию "О церковных наказаниях" (1877) и докторскую "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов" (1884). Автор "Курса церковного права" в 2-х π. (Ярославль, 1889-1890), "Вопрос о Номоканоне Иоанна Постника в новой постановке" (Ярославль, 1898), "Вероятный состав древнейшего исповедного и покаянного устава в Восточной Церкви" (СПб., 1902), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов", 2-е изд. (М., 1906) и других работ по церковному праву.

75 Nic.Munchen, Das canonische Gerichtsverfahren und Strafrecht. 2 Bde. Koln und Neusz, 1865-1866.

76 Dr.F.Kober. Die Surpension der Kirchendiener. Tubingen, 1863; Dr.F.Kober. Der Kirchendiener. Tubingen, 1862.

77 H.Keliner. Das Busz-und Strafverfahren gegen Kleriker in den sechs ersten christlichen Jahrhunderten. Trier, 1863.

78 Ed.Katz, Ein Grundriss des kanon. Strafrechts. Berlin, 1881.

79 Горталов Николай Константинович, окончил историко-филологический факультет Казанского университета, с 1886- преподаватель древних и французского языков в 1-й мужской гимназии, член Общества археологии при Казанском университете, специалист по церковной истории.

80 В своем "Кратком курсе церковного права Православной Церкви". Вып.2. Изд-е 2 (Казань, 1913), И.С.Бердников, ссылаясь на гражданские законы Российской империи, отмечает, что "монах, в случае снятия сана по его непреклонному желанию, возвращается в состояние гражданское; ему предоставляется пользоваться одними правами, по роду и происхождению ему принадлежащими, без возврата преимуществ, чинов и отличий, какие могли им быть приобретены прежнею до пострижения службою. Он не может быть определен в гражданскую службу", он также на протяжении 7 лет (срок епитимьи за снятие монашества) не может быть приписан к какому-либо обществу в той губернии, где жил монахом. Лишенные монашества за пороки (а не добровольно снявшие с себя монашество), по законодательству Российской империи, лишались еще некоторых прав (в частности, не могли участвовать с правом голоса в избирательных земских съездах, не могли быть присяжными заседателями по уголовным делам и пр.)//Бердников И.О. Указ.соч. -С.967-968.

81 Во 2-м выпуске "Краткого курса церковного права Православной Церкви" (2-е изд., Казань, 1913) Бердников, ссылаясь на проект нового гражданского уложения, указывает, что "дело о недействительности брака с лицом, принявшим священный сан или монашеское пострижение, не возбуждается, когда сочетавшийся уже не состоит в данный момент в монашестве или в священном сане" (С.378-379). У Бердникова говорится о ситуации, когда брак уже повенчан и дело о его расторжении не возбуждается (ради, видимо, церковной икономии). Т.о. мы не получаем ответа на вопрос епископа Никодима (несмотря на то, что 2-е издание "Краткого курса церковного права" было издано спустя 12 лет после письма епископа Никодима) - может ли священник, знающий о бывшем монашестве сочетающегося браком, сознательно совершать венчание и на каком церковно-каноническом основании.

82 Character indelebilis (лат.) - вечный характер.

83 Обряд, описываемый епископом Никодимом, со ссылкой на митрополита Михаила, таков. По прочтении публично (в церкви) приговора духовного суда, архиерей, совершающий этот чин, снимает одежду и епитрахиль, надетые на осужденного к извержению из сана клирика, произнося при этом "недостоин" (вероятно, как противоположное произносимому при хиротонии "аксиос"=" достоин"). Затем, архиерей ножницами стрижет бороду осужденного клирика с правой и левой стороны и волосы на голове в трех местах, произнося каждый раз при этом - "недостоин".

84 Епископ Никодим упоминает сочинение Сербского митрополита Михаила (Иоанновича) "Православна српска црква у кнежевени Србиjи" (Београд, 1874),

85 Букурешты - совр. Бухарест.

86 В предыдущем письме от 7(19) марта 1891 г. - Houschi.

87 В предыдущем письме указан №10.

88 Колокольцев Вениамин Васильевич окончил КазДА в 1893 г., тема его курсовой работы -"Особенности в управлении Румынской Православной Церкви". 30 августа 1897 г. В.В.Колокольцев (вто время помощник инспектора КазДА) защитил диссертацию 'Устройство управления Румынской Православной Церкви со времени ее автокефальности" на степень магистра богословия, в каковой степени утвержден 16.10.1897. Диссертация была написана под руководством И.С.Бердникова.

89 Чин действительного статского советника, полученный И.С.Бердниковым в 1888 г..

90 Ивановский Николай Иванович (1840 - 25.10.1913), заслуженный ординарный профессор КазДА по кафедре истории и обличения русского раскола, известный своими трудами по старообрядчеству, полемикой и диспутами со старообрядцами (в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Саратове и др.). Окончил СпбДА(1865), являлся бакалавром (1865), магистром КазДА (1867), а затем и экстраординарным профессором (1869) КазДА. Докторская степень присуждена 19.08.1883 за сочинение "Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах". Активно участвовал в описании рукописей Соловецкой библиотеки, являясь членом соответствующей комиссии в КазДА.

91 Беляев Николай Яковлевич, ординарный профессор КазДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Окончив КазДА (1868) со степенью магистра, оставлен в КазДА бакалавром, с 1870-доцент по кафедре сравнительного богословия, получил степень доктора богословия за сочинение "Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека" (1878), ординарный профессор (1879). С 1884 - профессор кафедры истории и разбора западных вероисповеданий. С 1872 по 1879-управляющий делами "Православного Собеседника". Автор работ "Пелагианский принцип в римском католичестве", "Значение символа в лютеранстве", "О папстве" и др. Участник дискуссий по старокатолическому вопросу. Скончался по рака мозга 22.09.1894.

92 Письмо напечатано на бланке "Митрополита С.-Петербургского" (оттиск в левом верхнем углу). Со слов "Покорнейший слуга Митрополит Антоний..." письмо написано рукой автора.

93 Волков Андрей Кононович, окончив СПбДА (1867) назначен преподавателем по кафедре истории философии в КазДА, при введении Устава 1869 г. (1870) -и.д.доцента, затем - магистр богословия и доцент (1872), экстраординарный профессор (1874) по кафедре истории философии. Совмещал занятие кафедры с исполнением обязанностей лектора английского языка (с 1884 по 1895). С1895 - и. д.ординарного профессора, с 03.07.1900 - бесплатны й сверхштатный профессор преподаватель с правами профессора. Скончался в Казани 9.04.1902, подарив академии за месяц до своей смерти библиотеку философской литературы (более 2000 томов). Митрополит Антоний окончил КазДА в 1870, т.е. слушал курс лекций АКВолкова, а затем до 1887 г. являлся его сослуживцем.

94 Имеется ввиду Ардалион Васильевич Попов, написавший под руководством И.С.Бердникова магистерскую диссертацию "Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву". Защита диссертации прошла 10.01.1905, когда Совет КазДА присудил А.В.Попову степень магистра богословия, в каковой степени Попов был утвержден Св. Синодом 5.04.1905.

95 Архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин), известный церковный деятель, историк. На Тверской кафедре до 26.03.1905 г., когда был перемещен на Казанскую кафедру, где и скончался 17.03.1908, Погребен в кафедральном Благовещенском соборе г.Казани (в Казанском кремле).

96 Письмо написано на бланке Митрополита С.-Петербургского.

97 История, связанная с отказом профессору Громогласову в замещении им кафедры церковного права.

98 Подразумевается Н.Д.Кузнецов.

99 6 октября 1910 года состоялось первое заседание Совета МДА, где рассматривалось замещение, среди прочих, и кафедра церковного права, остававшаяся вакантной в связи с уходом из академии - по выслуге лет- профессора Н.А.Заозерского.

100 Подчеркнуто автором письма.

101 Митрополит Владимир (Богоявленский) (01.01.1848 - 25.01.1918 ст.ст.), занимал Московскую кафедру с 1898 по 1912 г. В 1912-1915 гг. - митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода. Противостояние митрополита Владимира влиянию Распутина привело к переводу митрополита на Киевскую кафедру. В 1917-1918 - почетный председатель Поместного Собора РПЦ, Зверски убит в Киеве. Канонизирован Архиерейским Собором РПЦ (05.04.1992). В истории, связанной с Громогласовым, митрополит Владимир, не терпевший либерализма, занял сторону епископа Феодора. С другой стороны, митрополит Антоний (Вадковский) выступил скорее на стороне той части профессуры (вероятно, памятуя свое профессорско-преподавательское прошлое), которая поддержала "вольнодумца" Громогласова.

102 Заозерский Николай Александрович (12.04.1851 -02.07.1919), по окончании МДА(1876) назначен преподавателем Костромской ДС, Удостоен степени магистра богословия за сочинение "Церковный суд в первые века христианства. Историко-кан он и ческое исследование" (1878), доцент (1878) и экстраординарный профессор (1895) МДА по кафедре церковного права. Степень доктора церковного права получена за исследование "О церковной власти" (1895). Ординарный (1895), а затем - заслуженный ординарный профессор (1903), член Предсоборного Присутствия (1906), уволен - по прошению - с правом чтения лекций (1907), оставаясь временным преподавателем по кафедре церковного права. С1909 по 1912 - редактор "Богословского Вестника", в июне 1911 завершил преподавательскую деятельность в МДА. Избран почетным членом МДА (22.09.1911).

103 Громогласов Илья Михайлович (20.07.1869 -12.04.1937). По окончании МДА оставлен профессорским стипендиатом (1893), и.д.доцента по кафедре истории русского раскола (1894). Удостоен стегени магистра богословия за сочинение "Определение брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Вы.1. Введение. Определение брака в 48 главе Кормчей" (1908); доцент (1909). Уволен из МДА (17.05.1911), помощник члена Московской городской управы заведующего училищным отделением (1912-1916), преподаватель церковного права Высших юридических женских курсов В.А.Полторацкой (1916), приват-доцент юридического факультета Московского университета (1916), восстановлен в звании сверхштатного экстраординарного профессора МДА (27.05.1917), член Всероссийского Поместного Собора РПЦ (1917-1918), член Высшего Церковного Совета от мирян (08.12.1917), противник восстановления патриаршества, сторонник богослужебного использования русского языка. Рукоположен во диакона (1912), иерея 11922), арестован в связи с изъятием церковных ценностей (22.03.1922), протоиерей и настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (1923), с 1924 г. неоднократно арестовывался, расстрелян в Твери (02.11.1937).

104 Кузнецов Николай Дмитриевич (04.04.1863 - ?), окончил СпбДА заочно с званием действительного студента (1892), кандидат юридических наук Ярославского Демидовского юридическоголицея (1896), кандидат богословия (СПбДА), член Предсоборного Присутствия (1906), приват-доценг по кафедре церковного права в Ярославского Демидовском лицее (1908). Удостоен степени магистра богословия в КазДА за сочинение "К вопросу о свободе совести. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением церкви и государства" (12.06.1911), и.д.доцента МДА по кафедре церковного права (16.08.1911), согласно прошения уволен из МДА (02.09.1913), один из наиболее активных участников Поместного Собора 1917-1918 гг. (подобно Громогласову, выступал против восстановления патриаршества), арестован в августе 1919 (приговор к расстрелу заменен на 5 леттюрьмы), неоднократно арестовывался. Скончался или погиб в Кзыл-Орде (Петровске) не ранее 1931 г.(?)

105 Кузнецов обвинялся, что окончил академию далеко не первым по разрядному списку.

106 Гидулянов Павел Васильевич (1874 - ?), профессор церковного права Московского университета, директор Лазаревского института восточных языков (с 1911), сотрудник энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. В 20-е годы выступал на стороне обновленческого движения, публикуя статьи в обновленческих журналах. Автор сборника правовых актов, посвященных взаимоотношениям государства и религиозных организаций в СССР - "Отделение Церкви от государства в СССР" (М., 1926).

107 Архиепископ Антоний (Храповицкий), делавший один из отзывов на магистерскую диссертацию Громогласова.

108 Епископ Феодор имел ввиду статьи И.М.Громогласова "Наше общественно-политическое обновление и современные задачи Церкви. 1. Освободительное движение и официальная Церковь"/ /Моск.Еженед, 1906, №5,142-147; "К церковному собору. Сборник. Издание группы петербургских священников. - СПб., 1906//Богословский Вестник, 1906, №5,175-178.

109 Введенский Алексей Иванович (14.05.1861 - 23.02.1913), окончил МДА (1886), преподаватель Вологодской ДС, и.д.доцента по кафедре истории философии (1887), получил степень магистра богословия за сочинение "Вера в Бога, ее происхождение и основания. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии" (1891)и доктора богословия за исследование "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т.1. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религия Индии" (1902). С 1892 г, - на кафедре метафизики и логики (с 1910 - систематической философии и логики). Ординарный профессор (1905) МДА, член Синодальной комиссии по выработке нового академического Устава (1909-1910). Автор более, чем 150 работ по истории философии, по апологетике, церковно-общественным темам.

110 Глаголев Сергей Сергеевич (09.10.1865-02.10.1937), окончил МДА и оставлен при ней профессорским стипендиатом (1889), преподаватель Вологодской ДС, и.д.доцента МДА по кафедре введения в круг богословских наук (1892), получил степень магистра богословия за сочинение "О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого" (1896) и доктора богословия за "Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви" (1901), ординарный профессор МДА (1902) (с 1910 г, - по кафедре основного богословия), член Поместного Собора РП Ц от высших духовных школ (1917-1918), после 1919 г преподавал в институтах и школах Сергиева Посада. В1928,1937 - арестовывался; расстрелян в Вологде.

111 Подчеркнуто автором письма.

112 Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) (1840-04.11.1915), один из наиболее авторитетнейших и старейших иерархов того времени. Окончил юридический факультет Московского университета (1862), год учился в СпбДА, затем ушел в монастырь. В1866 г. был взят архимандритом Гурием (Карповым), настоятелем посольской церкви в Риме, в качестве секретаря в Рим, а затем в Пекин (1873). Являлся начальником Пекинской миссии, переводил на китайский язык книги христианского содержания, хиротонисан во епископа Аксайского (1885), епископ (затем архиепископ) Холмский и Варшавский (1891-1898), экзарх Грузии (1898-1901), архиепископ Харьковский и Ахтырский (1901 -1903), с 1903 - митрополит Киевский и Галицкий.

113 В письме описка. Не Лукьянов, а Лукьянов Сергей Михайлович - обер-прокурор Св.Синода с 05.02.1909 по 02.05.1911. Являлся одним из инициагоров пересмотра академического Устава 1884 г. и введения нового Устава 1910 г., был также инициатором и удаления иеромонаха Илиодора (Труфанова) из царицынского монастыря, за что был смещен с поста обер-прокурора не без участия могущественным покровителем иеромонаха Илиодора - Григория Распутина.

114 Пасхальное приветствие написано мелким почерком на визитке епископа Феодора. Т.о., первые две строки с текстом "Епископ Феодор Ректор Московской Духовной Академии" отпечатаны полиграфическим способом, остальной текст приветствия написано рукой ректора МДА.

115 Несмотря на то, что год в поздравлении епископа Феодора не указан, это послание следует датировать 1911 годом, поскольку именно в этот год Пасха праздновалась 5 апреля.

116 См. Протоколы Совета КДА за 1910/11 уч. год.

117 Характерно, что и здесь проявились антипатии обер-прокурора Лукьянова к Н.Д.Кузнецову. Обер-прокурор долго не давал ход делу о положительном отзыве Учебного Комитета на книге Кузнецова с рекомендацией этой книги (выдвинутой на магистерскую диссертацию) к приобретению в библиотеки учебных заведений. Когда во время одного из заседаний зашла речь о книге Кузнецова, Лукьянов заявил: "Я не стану пропускать отзыв о книге, в которой порицается моя деятельность как обер-прокурора".

118 Подчеркнуто автором.

119 Любовников.

120 Рукой Бердникова справа от даты приписка: "Ответ написан 27 Янв.".

121 Речь идет об изданном в 1888 году "Кратком курсе церковного права православной греко-восточной церкви".

122 Бердников И.С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии/ /Ученые Записки Казанского университета, 1887.

123 Подчеркнуто автором. Пйкпнпмйб здесь - икономия, как принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения или практической целесообразности.

124 В 60-80 годы XIX века по вопросу о чиноприеме несториан высказывались митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов), Экзарх Грузии архиепископ Павел (Лебедев), епископ Вятский Сергий (Серафимов) и др. Причем, по мнению митрополита Филарета несториан следовало принимать через 2-й чин - миропомазание, другие иерархи высказывались за 3-й чин приема - через покаяние и отречение от ереси (без совершения над несторианами миропомазания). Профессор Болотов, проведя подробный историко-канонический и литургический анализ, доказал в 1898 г., что несториан Церковь принимала через покаяние, с принятием действительности несторианского крещения, миропомазания и священства. Этим же выдающимся ученым был составлен чин присоединения к православию несториан, им же были отредактированы "Акт" о присоединении несториан и "Деяние" Св.Синода по этому же вопросу.

125 Подчеркнуто автором.

126 Принятие в Православную Церковь третьим чином - посредством покаяния, отречения от заблуждения и причащения Св.Таин (третьим чином принимают преимущественно раскольников, имеющих законную иерархию, но отделившихся от Православной Церкви по вопросам этического, обрядового или дисциплинарно-канонического характера; реже 3-м чином принимают еретиков, чти заблуждения носят второстепенный характер, например, донатисты, и касаются либо искажений в христианской антропологии или экклезиологии); вторым чином - посредством миропомазания -принимают еретиков, совершающих правильное крещение "во имя Отца и Сына и Святаго Духа", но заблуждающихся в основополагающих христианских догматах (ариане, македониане и пр.). Первым чином - через крещение - принимаются язычники, иудеи, мусульмане, а также сектанты, извращающие основополагающие догматы веры, отвергающие таинство крещения, либо совершающие крещение без Богоустановленной слов: "во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

 

1, 2, 3