Влияние Казанской духовной академии на духовное становление будущего архиепископа Пахомия (Кедрова)

Артем Владимирович МАРКЕЛОВ

Данное выступление является частью жизнеописания архиепископа Пахомия (Кедрова). Сейчас по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа комиссия по канонизации святых Вятской епархии ведет сбор материалов для прославления Владыки Пахомия в лике святых. Владыка Пахомий (Кедров), вятский уроженец, возглавлявший Черниговскую епархию, был несколько раз репрессирован, пребывал на Соловках. Умер в 1937 году. Его могила в г.Котельниче Вятской епархии почиталась верующими. С 2001 года по благословению архиепископа (ныне – митрополита) Вятского и Слободского Хрисанфа 28 мая, в день преп. Пахомия Великого (небесного покровителя Владыки Пахомия), в Котельниче совершался крестный ход, на который собирались духовенство и верующие не только из Котельничского, но и других районов Кировской области (Вятской епархии).

Будущий архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий (Кедров) родился 30 июля 1876 года в семье священника Благовещенской церкви г. Яранска Вятской губернии Петра Александровича Кедрова. Родители назвали сына Петром.1

Семья Кедровых была большая. Все ее члены так или иначе посвятили себя служению Русской Православной Церкви. Поликарп (будущий архиепископ Волынский и Житомирский Аверкий)2 учился в Вятской семинарии, а Михаил – в Яранском духовном училище.3

Михаил много позже был в Польше епископом Вроцлавским4 (рукоположен во епископы в 1948 году). Скончался 6 ноября 1951 года.5

То, что три брата выбрали монашеский путь, а потом несли архипастырский крест во времена открытых гонений советского государства на Православие, говорит о многом.

В 1896 году Петр Кедров поступил в Казанскую духовную академию.6 При поступлении он вошел в пятерку лучших абитуриентов (его средний балл составил 4, 59).7 Примечательно, что на четвертом месте оказался Елпидифор Тихоницкий (сын будущего священномученика Михаила Тихоницкого – прославлен в 2003 году; память 7/20 сентября).8

Первокурсник Петр Кедров выбрал изучение теории словесности и истории иностранных литератур, русский и церковно-славянский языки с палеографией9 и историей русской литературы, еврейский язык с библейской археологией, а также греческий и немецкий языки.10

Одним из первых ярких духовных впечатлений академиста Кедрова должно было стать торжество открытия мощей святителя Феодосия Черниговского. Этому важнейшему событию в жизни Русской Церкви ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) посвятил специальное слово. В нем он вдохновенно говорил о непреходящем значении святости и обманчивости земных благ: «Так во единое дружное стадо собирает нас блаженный и святой Феодосий <…> как бледнеют в глазах наших прелести мира – богатство, слава, попечение о плоти и все прочие приманки, удалявшие нас от Бога и от попечения о душе. Близким нам представляется небо, близкою Божественная помощь, воздаяние и суд».11

Ровно через 15 лет Господь благословит первокурсника Петра Кедрова начать епископское служение именно на Черниговской земле, а еще через несколько лет – встать на защиту мощей свт. Феодосия Черниговского.

В академии П. Кедров был соучеником Александра Поздеевского (будущего архиепископа Феодора, с которым и спустя годы их связывали духовные узы). Епископ Сумской Митрофан (Абрамов), вспоминая то время, писал: «Пономарем академической церкви был смиренный и кроткий юноша Петр Кедров».12

В Казанской духовной академии в конце 1890-х годов благодаря ректору Антонию (Храповицкому) сложилась особая духовная атмосфера. Как писал архимандрит Киприан (Керн), немало учеников будущего митрополита Антония были «привлечены, чтобы не сказать увлечены, в монашество и потом составили целое поколение русского ученого иночества и епископата». Владыка Антоний как ректор вносил в дело образования «струю новой жизни, струю возврата к святым отцам, к литургическому богословию, к церковной традиции. [Звал] юношество, с доверием к нему тянувшееся, к иноческому подвигу, к научной работе над святыми отцами, над библейским текстом. [Звал] искать интерес и смысл жизни в христианстве святых отцов, богослужении, монастырской жизни, в исповеди и старчестве».13

И еще – казанских академистов духовно опекал старец Седмиозерной пустыни старец Гавриил (прославлен как местночтимый святой Казанской епархии, память 24 сентября/7 октября и 17/30 июля). Воспитанники академии часто ездили к о.Гавриилу на исповедь, на богомолье к чудотворной Смоленской Седмиозерной иконе, жили в пустыни порой неделями, обдумывая свое будущее.14

Для молодой души, стремившейся всеми силами послужить Христу, это была самая благодатная среда. 6 декабря 1898 года Петр Кедров был пострижен в монашество. Постриг совершал ректор академии еп. Антоний (Храповицкий). Вот как писал очевидец: «Много раз приходилось нам присутствовать на этом обряде, но в настоящем случае обряд пострижения имел несколько особый характер вследствие участия в нем в качестве духовника новопостригаемых, глубоко чтимого казанцами старца Седмиезерной пустыни иеросхимонаха Гавриила»15

Вместе с Петром Кедровым в монашество был пострижен Константин Комаровский.16 Впоследствии Киприан (Комаровский) был в 1934 – 1937 годах архиепископом Вятским (Кировским). 11 декабря 1937 года расстрелян в подвале внутренней тюрьмы НКВД г.Кирова.17

Через несколько дней Пахомия рукоположили в иеродиаконы, а 22 ноября 1899 года – во иеромонахи.18

Во время учебы с ним произошел следующий эпизод. Митр. Мануил (Лемешевский), отмечая большую любовь о. Пахомия к ночной молитве, пишет: «Его современники рассказывают, что он однажды, когда был еще студентом академии, встал на молитву в ночное время и начал усердно молиться. Неожиданно он услышал какой-то голос, восхваляющий его в совершенстве духовном и повелевающий подойти к горящей свече и опалить себе глаз. Не разумев козни искусителя, он подошел к свече и подставил левый глаз. Пламя свечи настолько сильно опалило его, что он потерял зрение на этот глаз. Так он остался с одним глазом. Горький опыт прелести научил его осторожности в делах Божиих».19

Этот эпизод пересказывается часто – именно со ссылкой на труд Владыки Мануила. Вместе с тем архимандрит Спиридон (Лукич), служивший в Чернигове и собиравший воспоминания о Владыке Пахомии, называет этот рассказ лишь «приблизительно верным». Архимандрит Спиридон говорит, что голос, повелевающий опалить глаз, «принадлежал семинаристу, вызвавшемуся подшутить над товарищем-подвижником и спрятавшемуся за большим распятием в углу, перед которым тот всегда молился».20 Также о.Спиридон не подтверждает сведения о том, что о. Пахомий потерял глаз: он «лишь имел заметный шрам на брови и ниже, до верхнего века».21

Бесспорно, для о. Пахомия этот эпизод стал большим испытанием, опытом духовной брани и стремлением с Божией помощью преодолеть последствия искушения.

В 1900 году о. Пахомий был удостоен степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания.22 Тема его кандидатской диссертации – «Библейские основания христианского аскетизма»23 – характеризует духовный настрой и сферу духовных интересов молодого инока.

После окончания академии в 1900 году иеромонах Пахомий (Кедров) был назначен помощником смотрителя Липецкого духовного училища Тамбовской епархии.24

 

Примечания

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. – М., 1994. – С.877.

2. Акты Святейшего Тихона… . С.523.

3. Клировые ведомости церквей г.Яранска за 1897 г. // ГАКО, ф.237, оп.70, д.1630, л.56 об., 57 – 57 об.

4. Мануил (Лемешевский), митр. Русские Православные иерархи 1893 – 1865.– Куйбышев, 1966; Erlangen, 1989.

5. Журнал Московской Патриархии. – 1954, №4. С.74.

6. Мануил (Лемешевский), митр. Русские Православные иерархи 1893 – 1965. Куйбышев, 1966; Erlangen, 1989. Т.5. С.369; ГАКО, ф.237, оп.70, д.1630. Л.57 об.

7. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1896 г.// Православный собеседник. – 1898, октябрь. – С.475.

8. В 1940 году Е.М. Тихоницкий был арестован в Риге и приговорен к расстрелу, но приговор не был исполнен в связи со смертью Елпидифора Михайловича (Житие священномученика Михаила Тихоницкого. Киров (Вятка), 2003. С.27).

9. Палеография изучает историю письма по рукописным памятникам.

10. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1896г. // Православный собеседник. – 1898, ноябрь. – С. 525, 528, 529.

11. Слово в день открытия святых мощей святителя Феодосия Черниговского, сказанное 9 сентября 1896 года ректором Казанской духовной академии архимандритом Антонием // Православный собеседник. – 1896, ноябрь. – С. 266.

12. Зосима (Давыдов), иером. …Положил основание на камне (1876 – 1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды. – М., 2000. –С. 23.

13. Цит. по: Зосима (Давыдов), иером. Указ. соч. С.16-17.

14. Там же. С. 18 – 19.

15. Товарищ. Из г.Казани. Пострижение в монашество // ВЕВ, 1899, №1 (отд. неофиц.). – С. 18 – 19.

16. Там же. – С. 18 – 19.

17. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. – М., 1997, кн.1. – С. 566.

18. Наречение и хиротония Дерманского архимандрита Пахомия во епископа Новоград-Северского // Почаевский листок. – 1911, №31-32. С. 27.

19. Мануил (Лемешевский), митр. Русские Православные иерархи 1893 – 1865. Куйбышев, 1966; Erlangen, 1989. Т.5. С. 369 – 370.

20. Спиридон (Лукич), архиманд. <Пахомий (Кедров)>. Рукопись. Копия предоставлена И.В.Александровым (г.Житомир). Оригинал хранится у архимандрита Киево-Печерской лавры Поликарпа.

21. Там же.

22. Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1899 - 1900 гг. // Православный собеседник. – 1900, ноябрь. Приложение. – С. 50.

23. Там же. – С. 22.

24. Церковные ведомости. – 1911, №39, 23 сент. – С. 338.