Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Курашов Владимир Игнатьевич / Философия - Человек и смысл его жизни /

В сети Интернет функционирует новый сайт Казанской Духовной семинарии

В сети Интернет создан новый сайт Казанской духовной семинарии, который доступен по адресу каздс.рф

Новый ресурс содержит всю информацию, связанную с жизнью Духовной школы. Здесь можно ознакомиться с историей семинарии, учебной программой, найти информацию для абитуриентов бакалаврской и магистерской программ.

На данном же сайте размещается архив информации, которую мы публиковали  с 2003 по 2014 годы.


Смысл принципа: “Живи одним днем!”

"Доброму человеку - что день, то и праздник"

Русская пословица

В русской сказке "Лутонюшка" [Афанасьев, 1992в, с.118-120] жили-были старик со старухой и был у них малый сынок Лутоня. Однажды старуха, уронив полено на загнетку, завопила: "Да вот, если бы мы женили своего Лутонюшку, да если бы у него был сыночек, да если бы он тут сидел на загнетке, я бы его ведь ушибла, поленом-то!", - на это "старик начал вместе с нею кричать о том, говоря: "И то ведь, старуха! Ты ушибла бы его!". "Кричат оба что ни есть мочи", - говорится в сказке. Мудрость этой русской сказки бо-лее чем ясна - не нужно переживать все дни жизни сразу.

Когда человек живет одним днем, т.е. не включает будущее в поле своих размышлений и переживаний, он прощается с одной из душевных нагрузок - надеждой. Речь здесь идет о прощании в смысле полного снятия проблем, связанных с состоянием "надежда". Понятие "надежда" без понятия "будущее" теряет весь смысл, а понятие "будущее" при жизни "одним днем" мы выключаем из поля экзистенциальных размышлений и переживаний. Другими словами, речь идет не о потере надежды как потери веры в лучшее будущее, а о полном снятии проблем, связанных с такими переживаниями человека, как "будущее" и "надежда".

Кроме того, когда человек живет преимущественно надеждами на лучшее будущее и не ценит счастливые моменты настоящего, он делает свою жизнь в настоящем средством жизни в будущем. Он в определенном смысле самоумерщвляет себя, теряя главное преимущество человека всегда быть целью, а не средством.

Мы чаще бываем счастливы в прошлом, чем в настоящем, так как опасения прошлого уже позади, а жизнь в прошлом, без состоявшихся отягчающих событий как предмета опасений, представляется нам вполне счастливой. И опять мы здесь приходим к жизненной установке: "Живи одним днем!". Мудрость многих философов и многие религиозные учения учат жить одним днем. Сказанное выше проясняет дополнительные основания для такого принципа жизни.

Живя одним днем, мы избавляемся от страха будущего - оно нас не интересует, избавляемся от проблем обретения или потери целей в жизни - думать о них бессмысленно, если не думаешь о дне завтрашнем, избавляемся от будоражащей наше счастье надежды -мы от нее избавляемся вместе с избавлением от дум о будущем (надежда - понятие , связанное именно с будущим временем).

Кроме того, жить одним днем - значит уметь жить всеми счастливыми мгновениями этого дня, не откладывая их "проживание" на более удобное будущее. Ведь мы, как правило, откладываем "проживание" счастья с сегодня на завтра, когда будет лучше. Но когда "завтра" становится "сегодня", мы воспроизводим все заново, продолжая откладывать свою жизнь и проживание всех счастливых мгновений в ней на новое "завтра". В формуле "живи одним днем" мудрость в том, чтобы человек имел установку воспринять все счастливые мгновения этого дня, а не пронестись мимо них под влиянием надежды в погоне за будущим счастьем.

С точки зрения практической здесь может быть сформулирована установка - распознавай счастье, если оно в чем-то есть, цени его пока оно есть и живи с этим счастьем "одним днем", как всегда учили философы и народная мудрость: "Бог даст день, даст и пищу".

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •