Начала философии науки

Оглавление

Введение: Творческие начала человека

Книга 1. Пути познания мира

Часть 1. Естественный мир: пути и формы его познания

Глава 1. Что есть наука? Понятия науки, научного знания и методологии науки

Общие положения и подходы

Координационные и субординационные связи основных научных дисциплин и вопросы их демаркации

Наука и научное знание: характерные черты

Методология научного познания: основные понятия

Глава 2. История становления методологии научного познания

Становление учения о методе научного познания в XVII в.: эмпиризм, рационализм, логика Пор-Рояля

Зарождение учений о принципах научного познания в естествознании XVI—XVIII вв.

Вопросы научного познания в трудах Канта: постановка проблем о возможностях и границах научного познания

Становление идеи развития и принципа историзма в философии и естествознании XVIII—XIX вв.

Глава 3. Современная технология познания мира: эвристика и методология науки

Основная проблема эвристики: непредсказуемость открытия принципиально нового и предрассудки научного сообщества

Принципиальные эвристические установки

Наиболее известные методологические принципы и подходы

Классификация объектов научно-философского познания

Четыре рода свойств естественных объектов

Глава 4. Технология мышления: формальная логика и ее познавательные возможности

Краткая история логики в ее взаимосвязях с философией и методологией науки

Возможности и особенности функционирования логики в системе человеческого знания

Характерные проблемы логики и пределы ее познавательных возможностей

Принципиальные и непреодолимые ограничения сфер функционирования логики

Возможности законов формальной логики в сфере методологии науки

Глава 5. Природа экспериментальных естественнонаучных методов

Что такое эксперимент?

Природа первичного взаимодействия — основа познавательных возможностей и содержательной классификации экспериментальных естественнонаучных методов

Интердисциплинарные экспериментальные естественнонаучные методы: содержательная классификация на основании концепции природы первичного взаимодействия

Часть 2. Биография науки и ее интеллектуальное окружение

Глава 1. Генезис и концептуальные инварианты науки

Генезис и природа науки

Три функции науки

Глава 2. Знание о мире в зеркале эпохальных познавательных парадигм

Сакрально-мифологическая наука

Созерцательно-умозрительная наука

Религиозно-догматическая наука

Ренессансная критическая экспериментально-теоретическая наука

Глава 3. Вариант внутренней периодизации ренессансной науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнеклассическая наука: системный кризис позна-

вательной технологии ренессансной науки

Глава 4. Наука XX—XXI вв.: осознание пределов познания мира

Философия

Философия и методология науки

Логика и математика

Естествознание

Психология и антропология

Науки об обществе

Индивидуальное знание и научная информация

Юность и зрелость ренессансной науки

Глава 5. Нет английского закона всемирного тяготения и нет русской периодической системы элементов, но есть ли все же национальные особенности науки?

Книга 2. Естественный мир феномены технологии

Часть 1. Естественный мир и знание о нем: простанство, время и ход всемирной естественной истории

Глава 1. Концепции пространства и времени

Проблемы постижения феномена “время”

Понятие “время” в философских и религиозных учениях

Концепции пространства и времени в истории естествознания

Глава 2. Концепции пространства и времени в XX веке: специальная теория относительности

Центральный постулат СТО

Понятие интервала

Несколько слов о так называемом “парадоксе близнецов”

Несколько слов о причинности

Глава 3. Общая теория относительности

Глава 4. Теория относительности и “человекоразмерность” научного знания

Глава 5. Происхождение вселенной: проблема “самого начала”

Современные гипотезы происхождения вселенной

Критический анализ гипотез “самого начала”

Глава 6. Идея развития и проблема происхождения жизни

Химическая (предбиологическая) эволюция

Несколько слов о биологической эволюции

Концептуальные проблемы эволюционных теорий

Глава 7. Экология и эсхатология

Эсхатологические утопии

Принципиальная этическая проблема экологии

Экологические реальности и мифы

Что делать и на что надеяться?

Интердисциплинарный характер экологической проблемы и возможные пути ее решения

Часть 2. Естественный мир и знание о нем: познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний

Введение

Глава 1. Интердисциплинарные “познавательные идеалы” и “внутринаучные идеологии” в процессах формирования естественнонаучных знаний

“Физико-математическая идеология” и “познавательные идеалы” в химии

Химические знания и идеи в минералогии

“Минералогический идеал” в химии

“Физико-химический идеал” в биологии и “биологический идеал” в химии

Глава 2. Взаимодействие наук в становлении знаний об атомно-молекулярном уровне мироустройства

Становление знаний об атомно-молекулярной организации неживой природы

Становление знаний об атомно-молекулярной организации живой природы

Глава 3. Взаимодействие наук в познании системной организации природы: истоки и статус термодинамики

Глава 4. Интердисциплинарное единство научных знаний: концепция гносеодинамики

Глава 5. Проблема лидерства в системе естественных наук

Часть 3. Искусственный мир материальных объектов и технология как феномен культуры

Глава 1. Сходства и различия естествознания и технологии

Глава 2. Технологическое образование: сходства и уникальность технологического и классического университетов

Глава 3. Технология как одна из основ жизни общества и его мировоззрения

Книга 3. Познание человеческой науки человеком

Часть 1. Контекстуальный анализ работ философов науки

Глава 1. Э.Мах. “Познание и заблуждение”

Глава 2. Э.Гуссерль. “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология”

Математизированная природа и жизненный мир

Ранний и поздний Гуссерль

Глава 3. М.Полани. “Личностное знание”

Ключевое понятие “эпистемологическая страстность”

Культурологический аспект

Полани в сообществе ученых: преемственность и влияние

Глава 4. К.Поппер. “Логика научного исследования”

Философская проблема космологии, “единственный метод философии” и критический рационализм

Антиидуктивизм и антипсихологизм

Фальсификационизм: метод проверки теорий и демаркации науки и ненауки

Суть методологического принципа фальсификации

Глава 5. Т.Кун. “Структура научных революций”

Познавательный принцип и исходная концепция Куна

Основное содержание — это словарь рабочих терминов

Глава 6. В.Куайн. “Онтологическая относительность”

Введение

Философско-методологические принципы Куайна

Критическое осмысление аргументов Куайна

Глава 7. И.Лакатос. “Методология научных исследовательских программ”

Понятие “научная исследовательская программа”

Положительная эвристика, критика “решающих экспериментов” и непрерывность науки

Рационалист по убеждению и психологист по сути

Глава 8. С.Т.Тулмин. “Человеческое понимание”

Исходная концепция : “Открытие велосипеда” и субъективистский прагматизм

Эволюция человеческого понимания — коллективные понятия

Утверждение концепции эволюционной эпистемологии в сражениях с незримыми оппонентами

Рациональные инициативы и концептуальные популяции

Концепция Тулмина в кратчайшем изложении

Глава 9. П.Фейерабенд. “Против методологического принуждения: очерк анархистской теории познания”

Критика сложившейся науки

Методологический принцип анархистской эпистемологии — “допустимо все”

Богатство смыслов концепции методологического анархизма

Глава 10. В.С.Степин. “Философская антропология и философия науки”

Познание науки в социокультурном контексте

Методологический потенциал научной картины мира

Четыре научные революции и типы рациональности

Часть 2. Итоги постижения человеческой науки человеком

Сколько было “Коперников”? — к вопросу об авторской тенденциозности

Вавилонское столпотворение на поле смыслов понятия “научный факт”

“Философия науки” и философия науки: достижения и нереализованные возможности

Литература