О.Л. Малышев. Феномен “New Age”

Феномен «New Age»

О.Л. МАЛЫШЕВА
(ТГГУ)

Социально-политические и идеологические изменения в нашей стране способствовали возникновению сложной ситуации в сфере свободы совести и открыли широкие возможности для распространения новых религиозных организаций деструктивной направленности. По оценкам миссионерского отдела Патриархата Русской Православной Церкви, в настоящее время в Российской Федерации действует не менее 900 деструктивных религиозных организаций..1 Более трех миллионов россиян вовлечены в различные секты. Многие из них представляют движение «Нью эйдж» («Новой Эры»), которое характеризуется А.Дворкиным как идеологическая основа современной постхристианской цивилизации.

Этот удивительный феномен называют также «религиозным калейдоскопом» за свойственное новым религиям разнообразие вероучений, обрядов и форм организации. Американскому исследователю А. Тоффлеру принадлежит очень точная метафора рассматриваемой тенденции: «рынок спиритуальных товаров». Речь идет о неограниченном предложении вероучений и религиозно-мистических практик для удовлетворения широкого спектра индивидуальных и общественных потребностей.

Условно новые религиозные движения подразделяются на следующие группы: восточного происхождения, западного происхождения, имеющие российские корни и интерконфессиональные (представляющие синтез различных конфессий и культур.2

Практически все они представлены в Татарстане. В качестве примера возьмем Церковь «Последнего Завета», Бахаи и Церковь сайентологии, центры которых действуют в Казани, Набережных Челнах, Лениногорске, Бугульме, Зеленодольске. Несмотря на видимую разницу в догматике и религиозной практике, все эти организации принадлежат к идейному полю «Нью Эйдж» и имеют некоторые общие черты:

– Убежденность в скором наступлении новой эры – эры Водолея, которая отменит собой эру Рыб – знак христианства. Новая эра принесет всемирный глобальный порядок, где традиционным религиям, «разделяющим человечество», места не будет. Именно на этом настаивают бахаи, которые видят в учении каждой религии две части: первая содержит основные и неизменные истины, присущие всякой религии; вторая содержит законы, относящиеся к внешним формам и обрядам, а также к коллективной жизни общины. Они меняются от эпохи к эпохе, с развитием человека. Эти перемены и не дали увидеть единство религий и относительность религиозной истины. Конфликты между религиями нарастали благодаря накоплению созданных человеком догматов и суеверий, повлекших за собой мрак и раздоры. Бахаи верят, что «Бахулла, основоположник их веры, - самый последний по времени из явленных учителей»3 и что его цель – «уничтожить барьеры разделяющие людей, и объединить человечество»4 для будущей Эры.

Церковь Последнего Завета видит главное предначертание человечества в достижении Царства души, в которое должно трансформироваться Царство Силы – современное общество. Виссарион убежден, что современное мироустройство – Царство Силы, обремененное многочисленными пороками, обречено. Центром возрождения человечества будет Россия, а стержнем духовности станет «Слово Виссариона». Ядром будущего глобального порядка в эпоху Новой Эры должен стать Город Солнца, который отстраивают сектанты в Курагинском районе Красноярского края. Жители этого города и последователи Виссариона смогут пережить грядущую Вселенскую катастрофу, которая начнется в 2003 году и будет продолжаться 15 лет. Только в 1990-е годы в «Город Солнца» уехали 200 семей из Казани, распродав все имущество и передав деньги секте.

Обреченность мира на уничтожение является и основным догматом сайентологии. Основатель сайентологии Рон Хаббард разработал «единственный возможный путь к спасению – раскрытие неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей» человека.

– Ожидание Новой Эры предполагает воспитание нового человека. В этом убеждены все религиозные организации, действующие в русле «Нью Эйдж». Но каждая из них предлагает свой путь, следование которому неукоснительно для адептов. Так, Виссарион обещает своим последователям некое новое единство души и тела, смену генотипа, который будет приспособлен для жизни в новой эре.

На воспитание нового человека направлено и основное таинство сайентологии – «одитинг», состоящее из ряда ритуалов, обращенных к тетану – духовной сущности личности. Целью одитинга является снятие с тетана болезненного прошлого опыта, в результате чего предполагается появление индивидуума со сверхчеловеческими способностями, свободного от каких-либо физических и умственных расстройств.

Бахаулла видел главной задачей в воспитании нового человечества уничтожение барьеров между народами, как-то: национальные языки, культуры, религии. Он пророчествовал: «Приближается тот день, когда народы Земли примут один общий язык и исполнятся одним общим духом. Когда это произойдет, каждый человек будет чувствовать себя как дома в любом городе Земли…»5

– Синкретизм и продолжающиеся откровения Бога через новых пророков. Практически все основатели религиозных организаций «Нью Эйдж» убеждены, что их доктрины синтезируют весь религиозный опыт мира. При этом они часто используют фрагменты христианского вероучения. Так, основатель Церкви Последнего Завета Виссарион, позиционирует себя как воплощение Иисуса Христа в наше время и видит свою миссию в том, чтобы «совершить великое священное воссоединение всех существующих религий». Взамен «неправильно понятой и истолкованной Богооткровенной Истины» Виссарион предлагает теософическую систему, основу которой составляют заимствования из христианства, язычества, даосизма, индуизма.

Бахаи также провозглашают, что Бог дал людям одну Веру через последовательные откровения Своей Воли, которая в разные исторические эпохи сообщалась через Его Избранников. Таковыми были Заратуштра, Моисей, Будда, Иисус Христос, Мухаммед и, наконец, Бахаулла

Бахулла писал, что последовательное развертывание Божественных откровений есть «процесс, не имеющий начала и не имеющий конца».6 Каждый новый пророк несет еще большую долю Божественного вдохновения для новой стадии пробуждения и просвещения человечества. Череда Пророков представляет собой неотъемлемый пласт бытия, и она будет продолжаться до тех пор, пока существует мир: «Господь ниспослал Вестников своих последовать за Моисеем и Иисусом, и будет сие продолжено Им до скончания того, чему нет конца».7

– Идея реинкарнации, заимствованная из восточных культов и проходящая красной нитью через многие новые религии. Так, в «Последнем Завете» Виссариона говорится, что человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает новую возможность для духовного роста. На идее реинкарнации базируется доктрина сайентологов, которые рассматривают человека как дух, переходящий из одной жизни в другую, но при этом теряющий воспоминание о прошлой жизни со смертью тела.

– Бог – это абстрактный дух, который пронизывает вечную Вселенную. В «Слове Виссариона» дается следующее понимание Бога: «Корнем Вселенной стал Единый, или, как называют Его на Востоке, Абсолют. Он есть Великий Отец Вселенной и всего сущего в ней. Он является Началом истины Материального Бытия и Источником Духа жизни (материальной жизненной силы)».8

– Использование специфической терминологии, новояза, что вообще характерно для деструктивных культов. Так, рассматривая единство человечества как необходимое будущее, бахаи настаивают на преподавании в школах всеобщего вспомогательного языка, с помощью которого люди разных народов смогут понять друг друга.9 Обильно насыщена самодельными специальными наукообразными терминами литература сайентологов и виссарионовцев. В результате адепты чувствуют себя посвященными в исключительный язык и новое знание, что вносит свой вклад в формирование поляризованного менталитета «мы – они».

– Для подтверждения теорий ньюэйджеров используются мифология и составляющие языческих религий. Так, в своих религиозных построениях Виссарион обращается к антропоморфному анимизму, а именно, обожествлению Земли. «Появление Лучезарной Сущности Его произошло при слиянии Духа Жизни и уникального тока от Сердца Земли-Матушки. Время же великое озарилось Светом рождения Сына Единородного».10

– Неадекватное питание, которое преподносится как специальная диета. Так, виссарионовцы исключают из своего рациона животную пищу, дрожжевые продукты, сахар, мед. Виссарион считает, что большинство продуктов отравлено из-за загрязнения окружающей среды, поэтому можно есть только то, что защищено от загрязнения – крупы, овощи, фрукты.11 Запрещено пить воду, так как Виссарион утверждает, что вся вода на Земле грязная.

Несмотря на внешнее разнообразие деструктивных культов Нью Эйдж, их внутренние правила схожи. Их члены подчиняются жесткой дисциплине, носящей часто характер тоталитарного порабощения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи. У многих российских сект руководящие центры и основные источники финансирования находятся за рубежом. Авторитет учителя в сектах чрезвычайно высок. Под ним находятся близкое окружение (доверенные лица), среднее звено – активисты и рядовые сектанты. Иерархические структуры сект и преступных группировок весьма схожи. Во имя интересов секты их членам обычно разрешаются любые поступки, обман, предательство и т. п. вплоть до уголовно наказуемых деяний. Секты почти всегда тщательно скрывают свои главнейшие интересы и задачи.

Опасность религиозных организаций деструктивной направленности вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, форм действия против традиционных религий, методов вербовки новообращенных.

Примечания

1 К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. 1997, №6. - С.5.

2 Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан. Казань, 2004. С. 126.

3 Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. М., 1992. С. 31.

4 Там же.

5 Новые духовные ценности. Учение бахаи. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. - С.284.

6 Новые духовные ценности. Учение бахаи. М., 1992. С.27.

7 Там же. С.29.

8 Слово Виссариона. Предвозвещение. Абзацы 60-61.

9 Сабет Х. Религия бахаи: путь к новому всемирному порядку. В кн.: Новые духовные ценности.

10 Учение бахаи.- М.:Издательская группа «Прогресс», 1992.-С.60.

11 Слово Виссариона. Предвозвещение. Абзацы 67-68.

12 Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты.- Нижний Новгород, 2002.- С.657-658.